Голая правда

В Советском Союзе каждый день был днём кино – кинотеатры были заполнены на любом сеансе. А если на экраны прорывались эротические кадры, то в кассы выстраивались бешеные очереди. Но зрители не догадывались, как боролись режиссёры за каждую секунду показа красоты обнажённого женского тела...

Наверное, это был тот редкий случай, рассказывают авторы фильма "Ну и ню! Эротика по-советски", когда актрисы, которым довелось сниматься обнажёнными, радовались запрету. На съёмках они испытывали страшную неловкость и дискомфорт. И каждая хваталась, что называется "за соломинку", чтобы прикрыть свою наготу... Но наградой за бесстрашие и обнажённую красоту была безграничная, невероятная любовь зрителей. Удивительно, но целомудренная советская эротика и сегодня бьёт рейтинги просмотров в интернете!

 

 

В 1979 году на экраны вышел фильм Александра Митты "Экипаж". Он вошёл в историю отечественного кино как трижды первый. Это первая картина, снятая в жанре катастрофы; первая спродюсированная, поскольку была снята не только на государственные деньги, но и на средства "Аэрофлота"; и, наконец, первая, показавшая эротические сцены... Вот что о той работе рассказала актриса Александра Яковлева:

– Первая в советском кино настоящая эротическая сцена получилась так красиво, так изысканно. На моей спинке и на попке проплывает рыбка, потому что всё снято через аквариум. Фильтром был очень красивый аквариум, который придумали оператор-постановщик и Митта.

Ради этих кадров с рыбкой зрители приходили в кинотеатры на "Экипаж" по десять раз. 20-летняя актриса мгновенно стала вожделенной и обольстительной для миллионов мужчин и эталоном для миллионов женщин – в общем, как сегодня бы сказали, секс-символом. В картину "наша Мэрилин Монро" влетела так же неожиданно, как самолёт в зону турбулентности. Ведь тогда юная студентка театрального училища пришла на "Мосфильм" пробоваться на роль совсем в другом фильме у другого режиссёра. Красивая, естественная, раскованная Александра чем-то неуловимо напоминала Елену Проклову, уже утверждённую на роль стюардессы Тамары, но в последний момент отказавшуюся сниматься.

Митта ни разу не пожалел об этой замене. Все требования режиссёра – в том числе и в постельной сцене – юная дебютантка выполняла легко и без капризов. Её партнёру Леониду Филатову завидовали все мужчины страны. Однако то, что Митта называет "бледной фантазией на тему эротики", лаборантки, проявлявшие плёнку, сочли развратом и оргиями. Разгневанные дамы отнесли рабочий материал начальству. И директор киностудии "Мосфильм" Николай Сизов потребовал "привести снятый материал в соответствие с нашими этическими нормами". После многократных "обрезаний" плёнки эротические фантазии действительно побледнели процентов на 70. Сегодня режиссёр относится к этому философски...

Актрисе Елене Валюшкиной тоже пришлось стать участницей "эротических фантазий" режиссёра. В фильме "Формула любви" Марка Захарова она сыграла сразу две роли – юной Марии Ивановны и загадочной лесной нимфы. Сцен с обнажённой лесной нимфой в сценарии не было, и ничто не предвещало испытания наготой. Нимфа привиделась Марку Захарову прямо во время съёмок:

– Когда Марк Анатольевич подкатил ко мне с этим предложением, я, конечно, сказала категорическое "нет", – с  улыбкой вспоминает Елена Валюшкина. – У меня тоже древняя профессия, но не настолько. В дипломе написано: "Актёр драматического театра и кино". И Захаров подключил Абдулова. Абдулов мало того что уговорил, он ещё в каждом кадре присутствует! Он поддерживал меня в распутстве моём.

Сцены с лесной нимфой снимали целый день. По лесу, в котором к тому же водились змеи, босиком не набегаешься. Но история о мечте, воплотившейся в любовь, оказалась вечной.

Однако не всем режиссёрам везло на сговорчивых актрис. Так, 18-летняя Наталья Аринбасарова потребовала от Андрея Кончаловского, чтобы в контракте было прописано – вместо неё в обнажённой сцене в фильме "Первый учитель" снимается дублёрша... Но женитьба Андрея Кончаловского на Наталье Аринбасаровой девушку не спасла. После выхода фильма на широкий экран из Средней Азии ей стали присылать гневные письма – мол, опозорила свой народ. Да и саму картину долго не хотели принимать. Помогли авторитет и вмешательство двух писателей – Чингиза Айтматова и Сергея Михалкова, отца молодого режиссёра.

Станиславу Ростоцкому, создателю ленты "…А зори здесь тихие", пришлось доказывать своим актрисам необходимость знаменитой сцены в бане. По словам исполнительницы одной из главных ролей Елены Драпеко, режиссёр уговаривал их почти пять часов:

– В результате Катя Маркова забралась в бочку, и видны только её пятки и голова. Я спряталась за веник, которым меня там охаживали. Одна была беззащитна Ольга Остроумова.

Это был редчайший случай в истории советского кинематографа, когда сцену с обнажёнкой сразу пропустила цензура. Более того, фильму была присвоена категория "С", что означало – "просмотр для любого возраста".

Чего больше наготы стеснялись некоторые актрисы, отказываясь сниматься? Почему Леонид Филатов наотрез отказался снимать джинсы в известной сцене? Из-за чего актёры засыпали прямо во время съёмок эротики? Чем помог выходу картины "Табор уходит в небо" всесильный Виктор Гришин? Как относились к участию в фильмах с эротическими сценами мужья и женихи актрис? Для чего иногда требовались дублёрши, и почему их участие было не всегда оправданным?

Дмитрий Толкачёв