05:45
  • Сб

Ильф и Петров. Тайны двенадцати стульев

Очень разные Ильф и Петров

Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей командует парадом уже больше 90 лет. Парадокс в том, что он и сегодня живее всех живых, а вот его создатели постепенно растворяются в вечности… О судьбах Евгения Петрова и Ильи Ильфа в документальном фильме "Ильф и Петров. Тайны двенадцати стульев" на канале "ТВ Центр".

 

 

На самом деле они были очень разные. И всё же в их жизни случалось удивительно много совпадений, которые могут показаться мистическими. Оба родились в Одессе, оба одновременно переехали в Москву, оба случайно стали писателями. Да и гениальный роман они тоже, по большому счёту, написали случайно. Каждому из них было страшно представить, что когда-то придётся остаться один на один с чистым листом бумаги. К этому пожеланию судьба не прислушалась.

В ноябре 1923 года на перрон в Москве ступил высокий мужчина двадцати с небольшим лет. В паспорте приезжего значилось имя Евгений Катаев. Через несколько месяцев одесский поезд доставил на тот же перрон ещё одного молодого человека. Его звали Иехиел-Лейб Файнзильберг, впрочем, он уже давно представлялся всем коротко: Илья Ильф. Они не знали, что им суждено встретиться и во весь голос заявить о себе.

К 26 годам Илья Ильф успел поработать чертёжником, токарем, телефонистом, журналистом и даже поэтом. И не снискал ни славы, ни денег. А в соседнем районе города тем временем жил-поживал некий Евгений Петрович Катаев. После гимназии, он работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, а затем поступил на службу в уголовный розыск, где быстро сделал головокружительную карьеру.

В жизни Ильи Ильфа погонь с наганом не было, но романтики тоже хватало. Он был давно и безнадёжно влюблён в 17-летнюю Марусю Тарасенко. Роман был красивым и трогательным. А осенью 1922-го на углу Дерибасовской и Преображенской торжественно признался в любви.

Илье позарез нужны были деньги на свадьбу. Выход был один – ехать на заработки. Разумеется, в Москву.

В столице Илья Ильф устроился редактором в газету "Гудок". Жил, где придётся, иногда ночевал в редакции или в типографии. У Евгения Катаева жилищных проблем не было – он поселился у брата Валентина, который однажды хитростью заставил его написать юмористический рассказ. Так Евгений попался на "литературную удочку". Заметки подписывал псевдонимом "Петров", справедливо решив, что двоих писателей Катаевых "Боливар отечественной литературы" просто не выдержит.

Уже через пару месяцев после знакомства Валентин Катаев пригласил на серьёзный разговор Петрова и Ильфа. Начал торжественно: "Я буду вашим Дюма-отцом, а вы – моими литературными "неграми". Нужно было срочно написать авантюрный и сатирический роман. На самом деле эту работу должен был выполнить сам Валентин Петрович, но он не слишком рвался. Идею, недолго думая, позаимствовали у Конан Дойла – Шерлок Холмс в одной из новелл ловил странного итальянца, который охотился за бюстиками Наполеона. Наполеонов было шесть. А тут роман! Так что  пусть будут стулья. И, конечно, их должно быть больше, чем бюстов императора, – например, двенадцать.

Каждый фрагмент произведения переписывался по нескольку раз. Своих героев авторы списали с реальных людей. Так, прототипом Эллочки Щукиной стала сестра первой жены Катаева, Тамара Коваленко. А отец Фёдор Востриков был пародией на… Достоевского. Литературоведы уверены, что даже стиль писем отца Фёдора скопирован с писем Фёдора Михайловича супруге. В итоге произошло чудо: Валентин Катаев, прочитав первую главу, оставил за Ильфом и Петровым право самостоятельно завершить роман. Но какие откупные потребовал Катаев от соавторов? Кто стал прототипом "товарища Бендера"? Почему в романе не оказалось ни одного положительного по советским меркам персонажа?

Они воспринимались настолько неразрывно, что Ильф часто шутил: "Томят сомнения – не зачислят ли нас с Женей на довольствие как одного человека?". Ильф умер вечером 13 апреля 1937 года. Ему было 39 лет. На похоронах Петров стоял чёрный от горя. Он похоронил и друга, и многие творческие идеи. Среди них – темы двух сатирических романов. Евгений, тем не менее, писал, едва ли не каждый день. Но ни вдохновения, ни прежнего успеха уже не было. Тогда-то многим и пришла в голову эта жутковатая мысль: Петров как будто ищет смерть.

На фронт Евгений попал в первые же дни войны, став корреспондентом Совинформбюро. Рвался туда, где шли самые ожесточённые бои. 2 июля 1942 года военные чуть ли не насильно усадили корреспондента в самолёт, летевший из Севастополя в Москву. По дороге "дуглас" был подбит немецким истребителем. И вот что удивительно: при жёсткой посадке несколько человек, находившихся на борту, отделались травмами разной степени тяжести, а Евгений Петров погиб...

Однажды, рассказывается в документальном фильме, кто-то из них пошутил: "Хорошо, если бы мы когда-нибудь погибли вместе. Тогда ни одному из нас не пришлось бы присутствовать на собственных похоронах".

Вышло иначе… Для чего Петров убавил себе возраст? Почему соавторы отказались ставить свои имена в титрах фильма "Цирк"? Как Евгений выполнил данную в юности клятву?

Дмитрий Толкачёв