"Москва слезам не верит". История создания оскароносной кинокартины

Историю о трёх подругах-провинциалках, приехавших покорять Москву, писатель Валентин Черных придумал всего за 19 дней. В то время он принимал участие в конкурсе сценариев о Москве и не укладывался в сроки, поэтому очень торопился. Кстати, на стадии замысла работа называлась "Дважды солгавшая", а за образами главных героинь скрывались реальные люди.

Сам автор сценария вспоминает: "Людмила, Александра, Катерина – это все тётки моей матери. И характеры очень похожи". Несмотря на спешку, сценарий Черных всё-таки победил в конкурсе и почти сразу был куплен киностудией "Мосфильм". И тогда жена писателя Людмила предложила в качестве режиссёра Владимира Меньшова, который к тому времени уже снял картину "Розыгрыш".

Пожалуй, в то, что фильм получится, кроме Меньшова, никто не верил – слишком много трудностей возникало в ходе работы. Например, Меньшов очень долго подбирал актёров. Роль Катерины предлагали самым именитым актрисам того времени – Ирине Купченко и Маргарите Тереховой. Но им не понравился сценарий, они отказались. Отчаявшийся было Меньшов решил снимать собственную жену, Веру Алентову. При этом Владимир Валентинович очень боялся обвинений в том, что Алентова попала в кино по блату, поэтому всё-таки отправил её на пробы. И только когда худсовет утвердил Веру, можно было вздохнуть свободнее.

Правда, режиссёр не желал делать поблажек ни любимой жене, ни Ирине Муравьёвой, которой восхищался. "Когда дочери профессора Тихомирова устраивают приём, у них должны быть одинаковые причёски, – рассказывает Вера Алентова. – В то время этот начёс на голове был моден – тогда это называлось "вшивый домик". Ирочка решила, что эта причёска ей не подходит и сделала такую, какую ей хотелось. Я молчала... Когда перерыв закончился, и он (Владимир Меньшов – Прим. автора) увидел нас двоих, он так кричал на любимую Муравьёву, что всем было не по себе".

Премьера фильма "Москва слезам не верит" состоялась зимой 1979 года. В первый год проката мелодраму посмотрели 87 миллионов зрителей (на шаг впереди была только картина "Пираты ХХ века"). Для проката картину купили 150 стран, и везде она шла с успехом. Так, на премьере в Мадриде очередь в кинозал тянулась до самого выхода, а французские прокатчики перевели не только диалоги героев, но и слова песни "Александра".

Юлия Палагина