"Зимний вечер в Гаграх" подарил Евгению Евстигнееву последнюю любовь

После оглушительного успеха картины "Мы из джаза" режиссёр Карен Шахназаров задумал ещё один музыкальный фильм. Руководство Мосфильма поставило жёсткое условие: съёмки должны проходить зимой. И тогда Шахназаров одну из ключевых сцен фильма решил снимать в тёплой Абхазии. Так родилось название картины – "Зимний вечер в Гаграх".

 

 

Герой фильма – кумир 50-х, знаменитый чечёточник Алексей Беглов. От былой славы остались одни воспоминания, дочка выросла, жена ушла к другому. Беглову приходится трудиться на скромной должности репетитора в эстрадном коллективе. Но встреча с необычным молодым человеком, который попросился к нему в ученики, переворачивает всю его жизнь. Мало кто знает, но у Беглова был реальный прототип – известный степист Алексей Быстров. Именно знакомство с ним, его история и вдохновили Карена Шахназарова снять трогательную и грустную историю, полюбившуюся миллионам зрителей.

Сейчас в роли Беглова трудно представить себе кого-то, кроме Евгения Евстигнеева, а ведь режиссёр пробовал и Олега Ефремова, и Евгения Леонова, и Петра Щербакова. Как Евстигнеев сумел убедить режиссёра, что Бегловым должен быть именно он?

– Роль профессионального танцовщика требовала виртуозного исполнения чечётки. И здесь на помощь актёру пришёл непревзойдённый мастер своего дела Владимир Кирсанов, – рассказывает шеф-редактор программы Юлия Микитенко. – В середине 80-х он открыл первую школу степа в России. По словам танцовщика, Евстигнеев обладал врождённым чувством ритма и оказался невероятно способным учеником. В фильме мы открываем наконец тайну – самые сложные элементы вместо Евгения Евстигнеева исполнил Владимир Кирсанов.

А как учился степу Александр Панкратов-Чёрный, сыгравший Аркадия – того самого молодого человека, который берёт уроки у Беглова? Почему после ежедневных 7-часовых тренировок он умудрился… поправиться? И как ему маскировали  наметившийся живот? Кстати, эту роль Панкратов-Чёрный получил, как и Евстигнеев своего Беглова, не сразу. Аркадием должен был стать Игорь Скляр. Но того не отпустили на съёмки из театра.

Несколько актрис пробовалось и на роль дочери главного героя. Одной из них была Ирина Цывина. Дочерью на экране она не стала. Она стала женой Евстигнеева – в жизни. И его последней любовью. "Это судьбоносный фильм в моей жизни,  – признаётся в программе Ирина, – потому что первое свидание наше было на площадке этого фильма. Тайное, его никто не заметил…" Почему Ирина до сих пор не может смотреть без слёз фильмы с участием Евстигнеева? Что он говорит ей, приходя во сне? О чём она жалеет больше всего? И какую просьбу супруга она выполнила, вновь выйдя замуж и родив сына?

Вскоре после съёмок картины встретила будущего мужа и актриса Светлана Аманова, которой досталась-таки роль дочери Беглова. В фильме её героиня сообщает отцу, что выходит замуж за журналиста. Мистика, но и в жизни Светлана стала женой журналиста – главного редактора газеты "Московский комсомолец" Павла Гусева.

Певицу Ирину Мельникову сыграла Наталья Гундарева. Хотя режиссёр поначалу предлагал эту роль Алле Пугачёвой – ведь именно она стала прообразом Мельниковой. Какое условие поставила примадонна режиссёру? И почему он отказался его принять? Из-за чего Шахназаров боялся, что Гундарева откажется сниматься в его фильме?

– Гундарева всегда стремилась к совершенству во всём. Она очень хотела самостоятельно исполнить вокальные партии своей героини, – рассказывает Юлия Микитенко.

Но кто же в результате записал песни в фильме? Каким удивительным образом сложилась судьба самой юной актрисы – Ани Ивановой, сыгравшей дочь Беглова в детстве? Как съёмки в фильме помогли известным в то время артистам-степистам? За что чиновники Госкино раскритиковали "Зимний вечер в Гаграх"? И где те чиновники? А фильм – с нами. И уже 30 лет остаётся одним из самых любимых…

Ольга Драгунова