Швейцарию называют "раем в сердце Европы". Вот только хозяева рая гостям больше не рады. На референдуме об ограничении притока иностранцев в страну большинство высказались "за". Причем речь идет не о выходцах из Северной Африки или Ближнего Востока, речь идет, что называется о "своих", о европейцах.
Швейцария больше не хочет быть лабораторией. Тем более, что опыт по свободному перемещению рабочей силы здесь проходит уже с 1999 года. И результат эксперимента швейцарцев не вдохновляет. В восьмимимилионной стране каждый четвертый - иностранец. И если учесть, что в Конфедерации кантонов безработица минимальна (всего 3,5%), а например в Испании и Греции среди молодежи - почти 70:, то спрогнозировать приток мигрантов совсем не сложно. "Швейцария оказалась не готова к открытию своего рынка рабочей силы для стран Восточной Европы. Усиливаются тенденция к закрытию обществ, как попытка защитить национальные рынки труда", - считает директор Центра европейских исследований Тимофей Бордачев.
Впрочем, речь не только о защите рынка труда. Установление "открытых границ" между Евросоюзом и Швейцарией (последняя, кстати, членом ЕС не является) позволяет европейцам на довольно вольготных условиях работать в стране, а также пользоваться ее здравоохранением и образованием, что для коренного населения тоже довольно накладно. Швейцарская народная партия, которая инициировала плебисцит, теперь предлагает и вовсе расторгнуть договор освободном перемещении рабочей силы. "Это уже размывание европейское национальной идентичности, которое совершенно не тревожит, а наоборот приветствуется в Брюсселе, но тревожит европейские нации. И швейцарцы первыми об этом сказали. Сказали не агрессивно, мирно", - объясняет политолог Наталья Нарочицкая.
В Евросоюзе на решение швейцарского народа отреагировали скорее воинственно. В Брюсселе официально заявили, что нарушена "одна из священных ценностей Европы". В Германии и Франции - точках опоры европейского сообщества - Швейцарии и вовсе пригрозили. "Получается, что если один элемент оказывается под вопросом, то и вся остальная конструкция - рушится. Это значит, что мы будем пересматривать наши отношения со Швейцарией", - сказал министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус.
Однако есть и те, кто завидует опыту маленького очага сопротивления бесконтрольного перемещения рабочей силы. О возможности самостоятельно решить этот вопрос, используя опыт Швейцарии, заговорили в Норвегии.
Премьер Великобритании даже допускает мысль о проведении референдума о выходе из ЕС, ради проведения своей миграционной политики. Что же касается швейцарцев, то они сами решают, как им жить. Их страна, в плане внешнеполитическом, в отличие от многих других действительно независима. И прежде всего именно потому, что все важные, а порой даже и не очень важные вопросы решает народ. За последние 150 лет в Конфедерации было проведено более 500 референдумов. Отмена призыва в армию, запрет на курение в общественных местах, подача заявки на проведение Олимпиады - эти идеи были отторгнуты именно народом, а не депутатами или правительством. Голосовали даже против появления такой профессии, как адвокат животных. В общем, абсолютное воплощение принципа "народ - источник власти", прямая демократия в действии. Без митингов, демонстраций, и уж тем более погромов. "Это маленькая страна, но она не претендует на то, чтобы к ее голосу прислушивались по самым острым вопросам мировых конфликтов, но одновременно претендует на то, чтобы и в ее внутреннюю жизнь не вмешивались", - говорит политолог Наталья Нарочицкая.
Но в Европе, так считают уже не все. Говоря о правах человека, говорят на самом деле о правах меньшинств. Забывая о правах большинства, семьи, а уж нации тем более. Референдум в Швейцарии наглядно показал, какой подход более популярен у простых людей - либеральный или традиционный.
Александр Огородников, Нина Батищева, Андрей Талалай. "В Центре событий".