"Сенсация!" – так комментировали буквально все мировые СМИ очередное достижение Илона Маска: впервые специалистам частной компании Space X удалось посадить первую ступень ракеты Falcon 9 на плавучую платформу, да еще и при помощи выдвижных опор. Об этом сообщает "ТВ Центр".
Бизнесмен уже заявляет о планах перезапуска ракеты. Надо понимать, что это ответ всем ученым-скептикам, без устали твердящим о повреждениях настолько существенных, что повторно первую ступень можно отправить разве что в утиль. А в космос убыточно и поэтому бессмысленно.
О будущем Илон Маск всегда говорит так, будто оно наступило уже вчера, и исключительно благодаря его же усилиям. Говорит часто. Из последнего: обещает отправить человека на Марс уже в 2025 году, а чуть позже и вовсе колонизировать планету. Харизматичному Маску верят миллионы по всему миру. Для миллионов он живой супергерой. Не прототип Тони Старка в голливудском блокбастере, а реальный "Железный человек".
Образ у Илона Маска такой, что не восхищаться им трудно. В свои 43 он уже мультимиллиардер, гениальный изобретатель и бунтарь-миссионер, меняющий мир к лучшему.
"Я в первую очередь инженер. Это то, что привлекало меня с самого детства. Я всегда хотел изменить мир, приблизить будущее. Так чтобы все посмотрели и удивились: "Вау! как такое вообще может произойти", - говорит он о себе.
Но главное, что Илон Маск вроде бы 100-процентное воплощение американской мечты: родился в Южной Африке, переехал в США, на гранты закончил университет, за последние деньги снял с братом маленький офис, где и жил и работал, как проклятый, по 20 часов в день. С нуля учредил фирму X.com, в последствии ставшую PayPal. Когда капитализация компании выросла до нескольких сотен миллионов долларов — продал. Основал SolarCity, SpaceX и Tesla. В итоге сегодня Маск обеспечивает пол-Америки солнечной энергией, отправляет в космос корабли, строит лучшие на планете электромобили. И в каждом интервью подчеркивает: ничего бы не получилось, живи он в другой стране.
"Помню, я как-то подумал: Соединенные Штаты - столица мира, а значит отличное место, чтобы здесь поселиться!" - говорит он.
В общем, не жизнь, а идеальный сюжет про Великую Страну Возможностей для креативных людей. Только вот в сюжете этом больше вымысла, чем фактов. На самом же деле успех "гениального изобретателя" Илона Маска во многом — история удачных поглощений и превосходного менеджмента.
"Для многих он известен как сооснователь платежной системы PayPal. Хотя далеко не все знают, что он основал компанию, которая была конкурентом PayPal, и потом они объединились. И Илон Маск выступал категорически против развития технологий PayPal, за что был уволен, у него остались акции в этой объединенной компании. И когда PayPal все-таки выстрелил и стал большим монстром, он заработал очень много миллионов на продаже своей доли, которую потом вложил, собственно, в проект SpaceX", - говорит публицист Руслан Осташко.
Он создаёт SpaceX в 2002 году с целью, как заявлено, удешевить ракетные запуски. Нанимает инженера Тома Мюллера, работавшего в аэрокосмической компании TRW, которая, среди прочего, успешно разрабатывала зонды "Викинг" для освоения Марса. Вместе с Мюллером к Маску уходит и целая команда специалистов. Но главное - он получает готовые технологии, что, собственно, и позволяет экономить космические суммы на инфраструктуре, разработке и испытаниях. Вскоре ТRW подаст на SpaceX в суд, но тяжбу, имея на руках все патенты, проиграет. Эксперты говорят, что это прямое свидетельство поддержки Маска на высшем уровне. Как и то, что оба его самых громких проекта, будучи, по данным Forbes, убыточными, чудесным образом развиваются.
"Компании поддерживаются благодаря мощному пиару, благодаря привлечению государственных денег. 5 миллиардов долларов компании Илона Маска получили от государства в виде заказов. И Tesla и SpaceX", - говорит Осташко.
Фирму Tesla Motors тоже с большой натяжкой можно назвать детищем Илона Маска. Ее основали в 2003 году совсем другие люди - Мартин Еберхард и Марк Тарпеннинг. Они-то и придумали концепцию "электрического спорткара". Маск решил проинвестировать этот проект, когда он уже был разработан. Самих же разработчиков и совладельцев вскоре обвинил в неэффективности и уволил. Те тоже подали на Маска в суд за клевету и нарушение условий контракта, но опять безуспешно.
"Последнее, что я буду делать - терпеть обвинения в том, что из-за меня дела у компании пошли плохо!" – восклицает Мартин Еберханд.
Читайте также:
Никола Тесла: 5 изобретений, опередивших время
В последующие 13 лет Tesla лишь меняла и патентировала дизайн, но не технологию. Более того, никаких "специальных секретных батарейных модулей", о которых рассказывает Илон Маск, нет - для электрокаров закупаются китайские батарейки, разработанные в Шеньчжене и уже давно внедренные в весь китайский электротранспорт - от скутеров до автобусов. Однако это ни генерального директора якобы инновационной компании, ни поклонников его "таланта" нисколько не смущает. Более того, они уже вовсю восхищаются новой идеей Маска — настенный домашний аккумулятор, который позволит не только экономить, но и даже генерировать энергию буквально из ничего.
"Там даже не построена фабрика. Это был чистый пиар, это был пиар по поводу того, как использовать отработанные батарейки из Tesla. Все расчеты показывают, что окупаемость при нормальных ценах на электричество, скажем, при разнице утреннего электричества и ночного, она такая, что эта батарейка окупится за лет 25-30. А при этом количество циклов заряда-разряда у этих батареек всего лет на 5", - говорит специалист в области искусственного интеллекта и управления проектами Игорь Ашманов.
Впрочем, все эти технические тонкости мало кого интересуют. В том числе и руководство США, которое, вкладывая деньги в бизнес Илона Маска, платит вовсе не за инновации. В первую очередь - за пиар-услугу: громко и убедительно сообщать миру, что всё уникальное, высокотехнологичное и успешное может быть только американским.
"Маск - это театр чистый. Он сам, конечно, никогда ничего не изобретал. Но изобретателем ставят его, такого фронтмена. Обнаружили клевого парня, который очень хорошо смотрится на сцене, фотогеничен, циничен, готов абсолютно на все ради денег. Им нужен был такой человек, они его нашли", - рассказывает Ашманов.
Из нереального образа, созданного по лучшим голливудским лекалам, американцы извлекают вполне реальную выгоду. Продают товары дорого, покупают мозги дешево. И это, пожалуй, то, чему бы стоило научиться и России. В рамках импортозамещения нам нужны свои супергерои. Только, разумеется, настоящие.
В конце недели появилась еще одна информация о Маске. Которая подтверждает, что мы имеем дело не с мечтателем-инженером, а с циничным менеджером. Как сообщил канал NBC, компания Маска SpaceX платила всем известному сенатору Джону Маккейну за отказ от российских ракетных двигателей, от которых зависят многие программы NASA. Причем, говорят эксперты, таким образом устраняются не только российские но и американские конкуренты Маска.
Ольга Оксенич, Мария Богомолова и Владислав Подымский, "В Центре событий".