Он всегда повторяет "Победа - это упорство". А его у команданте столько, что, кажется, и революцию мог бы совершить в одиночку. За последние годы мировая пресса успевала похоронить Кастро пять раз. А он, еще недавно прикованный к постели, снова на ноги и к трибуне.
К середине 50-х его Куба остров не свободы, но вольных нравов. Казино, публичные дома, бары - праздник жизни для богатых американцев, на котором сын плантатора, молодой юрист Кастро вполне мог бы стать своим. Но он выбрал другую дорогу. Первая попытка свергнуть диктатуру, тюрьма, бегство в Мексику и новая, отчаянная вылазка. Когда армия загоняла горстку повстанцев в горы, мало кто всерьез верил, что уже через 10 лет полузависимая страна третьего мира станет ключевым игроком в регионе.
Романтический герой или властный диктатор. Его образ до сих пор рисуют в контрастных тонах. Американские СМИ уверяют, этот революционер не так уж далек от материальных ценностей. В собственности у Фиделя якобы 32 виллы, пара роскошных яхт и еще 900 млн долларов на счету. Он сам в ответ только смеется: даже родительский дом давно отдал крестьянам. А главное богатство - время - тратит лишь на работу.
Пылкий оратор, Кастро, выступавшего с трибуны ООН четыре часа, не смог превзойти ни одни политик. И мировой рекордсмен по числу совершенных на него покушений. США официально признали восемь попыток. Кубинская разведка к ним прибавляет еще 630. Стреляли. Пытались отравить, взорвать - тротил закладывали даже в сигары. Или хотя бы опозорить. ЦРУ всерьез планировало пропитать стельки его ботинок средством для выпадения волос, чтобы лишить харизматичного кубинца бороды. Но он каждый раз на шаг впереди. Не везение - расчет. Рядом всегда эксперты по ядам и команда саперов.
Впрочем, и идейный противник давно сменил тактику. Отказавшись от попыток устранить Фиделя, Вашингтон и дружественные ему страны Латинской Америки стали медленно душить Кубу экономическим эмбарго. Безработица, дефицит. Когда в стране вводили продуктовые карточки, противники считали дни до его свержения.
Не сдавать позиций - неизменное правило. Но в 80 он сам покидает передовую. Выходя из политической тени лишь в исключительных случаях. Например, после визита Обамы на Кубу - Вашингтон и Гавана все же восстановили дипотношения - публично напомнил Белому Дому: суверенитетом остров по-прежнему не спекулирует. И брат Рауль в этом с Фиделем заодно.
Екатерина Выскребенцева, Валерия Дзгоева, "ТВ Центр".