Виновные все еще не наказаны: 15 лет со дня трагедии Ту-154

Теги:  расследование  крушение  авиакатастрофа  Происшествие  россия  память  украина

4 октября исполняется ровно 15 лет со дня авиакатастрофы Ту-154 в небе над Чёрным морем. Лайнер следовал рейсом Тель-Авив - Новосибирск, на борту находились 78 человек. Самолёт был сбит украинскими военными, которые проводили учения. Киев тогда свою вину признал, а сейчас пытается пересмотреть результаты расследования. Виновные до сих пор не наказаны.

На расстоянии в несколько тысяч километров друг от друга в Новосибирске и Израиле родственники, пришедшие почтить память погибших в авиакатастрофе над Черным морем,  разойдутся по домам с одними и теми же мыслями: прошло 15 лет, а виновные в гибели их близких так и не названы, передает "ТВ Центр".

"Тело не нашли, в море осталось. Дочке было 28 лет, внуку полтора года. То, что они говорят, что это случайность, это неправда. На самом деле, руководителю учений было доложено о том, что есть неопознанная цель. И все равно он дал команду стрелять. Это военные преступники настоящие", - сказал родственник погибших пассажиров Павел Капчиц.

15 лет назад 4 октября войска ПВО Украины проводили учебные стрельбы на полигоне мыса Опук в Крыму. Самолет авиакомпании "Сибирь" тем утром вылетел из аэропорта Тель-Авива в сторону Новосибирска. На борту 66 пассажиров, граждане России и Израиля, а также 12 членов экипажа. В 13:44 по московскому времени, находясь над Черным морем, лайнер пропал с радаров. Магнитофон российского центра управления воздушным движением записал фрагменты выходов на радиосвязь экипажа самолета. На фоне криков и помех была четко расшифрована последняя фраза одного из пилотов: "Куда она попала?!"

Украинская ракета С-200 должна была поразить учебную цель, а попала в гражданский самолет. Несколько дней после катастрофы украинское командование хором открещивалось от собственной халатности, стремительно меняя версии.

Выводы Международного авиационного комитета после изучения обломков воздушного судна были однозначны: причиной гибели лайнера стала украинская ракета С-200, взорвавшаяся в 15 метрах над самолетом.

Только после этого официальный Киев стал неохотно признавать роковую ошибку. Правда, слова президента Леонида Кучмы звучали скорее не как извинение, а как оскорбление. По крайней мере, именно так их восприняли в Израиле.

"Вы посмотрите вокруг, в том числе, и в Европе последние происшествия. Что, мы с вами первые или последние? Не надо делать из этого трагедию, если есть какая-то ошибка. Ошибки происходят везде и не только такого масштаба. Есть ошибки намного большего масштаба, планетарного масштаба", - заявил тогда Леонид Кучма.

Еще две недели спустя украинский президент все-таки четко признает: "Да, украинская ракета неумышленно поразила российский самолет". Министра обороны и еще ряд генералов отправят в отставку. Киев выплатит родственникам пострадавших в России и Израиле по 200 тысяч долларов, но оформит это чуть ли не как добровольное пожертвование. В подписанных соглашениях был пункт - без признания юридической ответственности. Генпрокуратура закроет уголовное дело. А семь лет спустя после катастрофы Украина затеет новую экспертизу. Киевский НИИ опровергнет выводы МАК и выдаст заключение: украинская ракета не сбивала Ту-154, а взрывное устройство могло находиться внутри самолета.

Затем на основании выводов экспертов киевского института украинские суды начнут отказывать пострадавшим, которые не взяли предложенные 200 тысяч долларов и требовали более справедливой, на их взгляд, компенсации и наказания виновных. Никаких выплат за сбитый лайнер не получила и авиакомпания "Сибирь".

"Украина не признает ответственность, во-первых, из-за нежелания выплачивать достаточно существенные компенсации. И второе, не желая признавать низкий профессиональный уровень своих расчетов противовоздушной обороны и непринятия мер безопасности при производстве боевых стрельб", - считает военный эксперт Игорь Короченко.

Урок ценой в 78 жизней ничему не научил украинские власти. В 2001 году в зоне стрельб летали гражданские самолеты. В 2014 году малайзийский Boeing оказался над незакрытой для полетов территорией, на которой велись боевые действия. После катастрофы рейса MH17, унесшей жизни почти 300 человек, Киев так и не обнародовал информацию о расположении своих БУКов, переговоры диспетчеров, данные о работе своих ПВО и активности радиолокационных средств. Ни один отчет толком так и не опроверг возможность ошибочного запуска ракеты с украинской территории.

Родственники жертв авиакатастрофы над Черным морем неоднократно пытались возобновить расследование и не оставляют этих попыток. Но, по мнению экспертов, пока Украина находится под западным протекторатом, вряд ли международные инстанции заинтересуются установлением истины. Сейчас, когда все усилия направлены на обвинения России в гибели малайзийского Boeing, прецедент с поражением украинскими ПВО гражданского лайнера и официальным обвинением Киева совсем неудобен.

Лилия Акиньшина, Владимир Хуртин, Александр Терентьев, "ТВ Центр".

Другие новости

В других СМИ