"Все оттенки цензуры": в речи Райкина не услышали главного

В центре событий на этой неделе - речь Константина Райкина, вызвавшая бурное обсуждение. Выступление худрука "Сатирикона" затронуло ряд важнейших для сегодняшней России вопросов — нужна ли цензура и чья, и что бывает, когда на смену власти дракона приходит власть толпы.

7 съезд Союза театральных деятелей начался согласно регламенту. Все шло тихо, местами скучно, пока на трибуну не пригласили Константина Райкина. В день 105-летия своего знаменитого отца Константин Аркадьевич выступил с небольшой речью, которую уже через несколько минут цитировали все крупнейшие издания, мол, в Россию чуть ли не  возвращаются страшные времена цензуры.

Кадыров не понял, почему Хирург должен извиняться перед Райкиным

"Вообще, у власти столько соблазнов; вокруг нее столько искушений, что умная власть платит искусству за то, что искусство перед ней держит зеркало и показывает в это зеркало ошибки, просчеты и пороки этой власти. Я сейчас слышу: "Это чуждые нам ценности. Вредно для народа". Это кто решает? Это они будут решать? Они вообще не должны вмешиваться. Они должны помогать искусству, культуре", - заявил Райкин.

В соцсетях и официальных изданиях началась живая дискуссия. Одни считали чужие бюджеты, другие упрекали в лизоблюдстве и  взяточничестве. Суммы прилагались. Мол, отдельные труппы живут себе припеваючи за счет государства, а остальные - на ладан дышат, потому как  честные и неподкупные. И все вместе кричали о том, как их давит цензура. В итоге слово взял Кремль, устами пресс-секретаря президента Пескова, призвавший  Райкина  "назвать хоть один случай, когда кто-то пытался ему что-то навязать и запретить", при этом условии будет возможно вести обоснованную дискуссию.

"Цензура недопустима, но при этом надо чётко дифференцировать те постановки, те произведения, которые ставятся или снимаются за государственные деньги, и те, которые снимаются с привлечением каких-либо иных источников финансирования — это могут быть и спонсоры и так далее. Естественно, если государство даёт деньги на какую-то постановку, государство вправе обозначить ту или иную тему. Но это не цензура. Не нужно путать с заказом государства", - сказал Песков.

Заказ государства во все времена и во всех странах был, есть и будет. И к слову, очень хорошо, когда он четко сформулирован. Потому что для творчества вреден не только избыточный надзор, полная вольница в итоге тоже не дает ничего хорошего, лишь позволяя искусству скатываться в пошлость и вседозволенность. И тогда маятник опять качнется.

"Меня очень тревожат те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: "патриотизм", "Родина" и "высокая нравственность". Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна — дистанцируется", - заявлял Райкин.

Почему-то именно эта часть речи Райкина менее всего цитируется, хотя затрагивает, наверное, самую больную тему - желание крикливого меньшинства навязать большинству свои взгляды, подменить собой государство, отнять у того регулирующие функции.

"Райкин напомнил о методах этих самозваных цензоров, которые носят демонстративно-хулиганский характер, прикрываясь рассуждениями о патриотизме, верности православным ценностям. На самом деле это хулиганские акции", - заявил худрук "Ленкома" Марк Захаров.

Власть, разумеется, не нейтральна. На той же выставке Стёрджеса человека, облившего экспонат мочой, задержали.  За подобные выходки предусмотрены штрафы и прочие наказания. Но дебоширов, столь агрессивно навязывающих другим свой вкус, становится все больше. Во многом и потому, что государство не формулирует четко - каким оно видит искусство современной России. На что и кого ориентируется, что берем в качестве примеров для подражания.

И в итоге всё чаще знающие люди вспоминают про худсовет. Тот самый, из советских времен, что постоянно ругают. Но странное дело: при этом худсовете ежегодно создавались шедевры, признанные мировой классикой. То, что и сегодня мы пересматриваем и цитируем кусками на память.

Сейчас снимают гораздо больше картин, но где новые шедевры? Хоть один? Может, надзора не хватает?  Профессионального.

"Разные были худсоветы. В театре "Современник", где мне было счастье работать, худсовет состоял из Олега Табакова, Галины Волчек, Евстигнеева, Мягкова. Это были самые что ни на есть востребованные, Кваша, Гафт - самые востребованные артисты, умные, мощные. Тогда, когда я такому худсовету показывал свой спектакль, где, кстати, играл Райкин, я понимал что их замечания - это замечания сведущих коллег", - вспоминает Народный артист России,  художественный руководитель московского театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз.

Маленькая речь Константина Райкина вывела на большую, больную тему — может ли группа людей взять на себя право решать, что можно, а что нельзя? И разобраться в этом можно лишь совместными усилиями - вне зависимости от вкуса и личных предпочтений. Только тогда свобода творчества будет,  как и государство, - цивилизованной.

Ольга Стрельцова, Елена Мекертычева, Михаил Фёдоров. "В центре событий".

Читайте также:
Главное сегодня
Константин Райкин
Константин Райкин
Театральный спектакль
Театральный спектакль
Клавиатура ноутбука
Клавиатура ноутбука
Театральный спектакль
Театральный спектакль
Кремль
Кремль
Театральный спектакль
Театральный спектакль
Союз православных хоругвеносцев
Союз православных хоругвеносцев
Охрана задерживает мужчину на выставке Стерджесса
Охрана задерживает мужчину на выставке Стерджесса
Пустой театральный зал
Пустой театральный зал
Экспонаты ГМИИ им. Пушкина
Экспонаты ГМИИ им. Пушкина
Зрители в театре
Зрители в театре
Театральный спектакль
Театральный спектакль
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ
 Rambler's Top100

Мы в социальных сетях

Не показывать больше это сообщение