В Москве открылась 5-ая Биеннале современного искусства "Больше света"

Теги:  Культура

Более 70 художников из 40 стран представили на 5-ую Биеннале современного искусства свои творения. Самое дорогое полотно оценивают в 2 млн долларов.

"Больше света" в осеннюю Москву добавят более 70 художников из 40 стран на пятой Биеннале современного искусства. Основной проект открывается в пятницу в выставочном центре Манежа. В этом году главное арт-событие сезона проходит с невероятным размахом, занимает десятки площадок и стоит около 100 млн рублей.
Название биеннале - "Больше света" - определило и его главную тему. Игра тени и света, черного и белого. Даже смотреть выставку устроители просят по определенным правилам. Пространство Манежа поделено на два зала. Нижний - это зона тьмы, и начинать просмотр рекомендуют именно с него, двигаясь от мрака к свету. В первом зале - нарисованные мужчины на цементных мешках и видеофильм о тяготах жизни портового рабочего. Чеченский художник Аслан Гайсумов представил ворота, изрешеченные пулями - отголоски той самой войны. Из каждого отверстия сквозь тьму струится свет. Видеоперфоманс "Хоровод" - в защиту прав коренных народов Канады. И просто велосипед - символ архаичного кинопроектора: покрутишь колесо, и тьма уступает место свету.
"Больше света" - во втором зале. Художница Гося Влодарчик изобразила на стеклянных стенах зала "морозный рисунок" просто нацарапала тех, кто занимался монтажом выставки. Приглядевшись, можно увидеть и рабочих, и краны. А экспонат китаянки Инь Сючжэнь - чемоданы, в каждом из которых вместо вещей - тряпочный город.
"Я думаю, что города путешествуют, так же, как и люди. Я впервые подумала об этом в австралийском аэропорту, когда ждала багаж. В сумке каждого - частица его родного города. И смысл моего экспоната в том, что города, как и люди, смешиваются и создают наш общий мир", - объясняет она. 
Есть здесь и картины, сделанные из газетных фотографий погибших людей. Художник просто повернул и раскрасил их. Кто-то скажет, кощунство, а автор убежден - дал людям вторую жизнь. Самое дорогое полотно Биеннале - автор Жюли Мериту - оценивают в два миллиона долларов. В этом буйстве линий художник изобразила площадь Тахрир и хаос в экономике и политике - как результат египетской революции. После такого кажется, что увидеть в современном искусстве искусство - уже достижение.
"Посмотрев на всё это, я думаю, как это всё перевозится, ввозится и провозится через таможню. Потому что одна из проблем выставочной деятельности - это таможня, для которой надо получить специальную бумажку, что то, что провозится, является искусством", - говорит Михаил Пиотровский, директор государственного Эрмитажа.
Искусством на этом Биеннале являются и груда старых тапочек, и потрепанные лыжи - надо его просто разглядеть. Ведь для кого-то это лишь дерево в горизонтальном положении, а другие увидят символ - чистое и светлое от нас не так далеко, как кажется. И если захотеть, то и в жизни будет "больше света".
Николай Старобахин, Данил Гималов, Виктор Бармин, Юлия Олейник. "ТВ Центр", Москва.

Другие новости

В других СМИ