В Кремле открылась выставка коронационных предметов российских монархов

Теги:  кремль

Более четырёхсот экспонатов собраны воедино в Кремле, чтобы продемонстрировать всю значимость восхождения на престол. Посетители выставки смогут узнать сколько на самом деле было шапок Мономаха, и для чего в церемонии использовались балдахины.

Летопись коронации российских царей ведется со времен Ивана Грозного, которого первым венчали на царство. Тогда на будущего царя возлагали всего три регалии - крест Животворящего древа, бармы и знаменитую шапку Мономаха. Она по-прежнему вызывает споры, а искусствоведы называют её не экспонатом, а памятником.
"Великолепная шапка, великолепный памятник восточного ювелирного искусства. Сейчас все-таки преобладает мнение, что это памятник, который был выполнен мастерами Золотой орды. Хотя раньше существовало мнение о том, что это, возможно, византийский памятник", - объясняет хранитель коллекции государственных регалий Музеев Московского Кремля Ирина Бобровницкая.
После Ивана Грозного число царских регалий росло. При Федоре Иоанновиче добавились скипетр и золотая цепь, а при Борисе Годунове - держава. В семнадцатом веке шапок Мономаха стало две. Вторую изготовили специально для Петра Первого, которого венчали на царство вместе с братом Иваном. В императорский период от старых регалий остались лишь скипетр и держава, зато появились орден Андрея Первозванного, мантия, меч, знамя, печать. А вместо шапки Мономаха - корона. Первая корона российской империи была женской и принадлежала Екатерине Первой. 
"Тип этой короны был заимствован у императоров Священной Римской империи. Она была украшена целиком бриллиантами и жемчугом и только сверху был один крупный камень, огромный турмалин", - поясняет заведующая сектором тканей Музеев Московского Кремля Светлана Амелёхина.
Сейчас первая корона совсем без камней - их использовали для других корон. Коронационные наряды будущих императоров и императриц лишь поначалу заказывали в Европе - для Екатерины Первой и Петра Второго. Потом уже шили только в России.
"Где-то с начала девятнадцатого века начинают присутствовать русские национальные мотивы, как в элементах военной формы, так и в коронационных платьях императриц, это так называемые придворные платья с откидными рукавами и с оформлением переда наподобие русского сарафана", - поясняет Амелёхина.
Самый объемистый экспонат выставки — балдахин, под которым во время церемонии находились император и императрица. Всего их было два, говорит генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. Один использовался во время шествия, другой находился над тронами в Успенском соборе. "Таким образом, императорская чета всегда как бы находилась под защитой и определенным покровительством высших сил", - добавляет Гагарина.
Церемония коронации была яркой, пышной и длилась практически целый день. Она всегда заканчивалась грандиозным пиром в Грановитой палате. Специально для него из Оружейной палаты выдавали старинную посуду - серебряные блюда, кубки и кувшины в виде птиц и зверей.
Всего на выставке представлены четыреста экспонатов, среди которых, как символы власти, так и архивные документы, костюмы, посуда. И это не только история самой важной государственной церемонии, а еще история искусства, моды и личная история каждого всходившего на престол.
Юлия Богоманшина, Валерий Белинский, "ТВ Центр".

Другие новости

В других СМИ