НПО "Молния", где собрали первый "Буран", теперь производит шприцы

Теги:  Космос  юбилей  байконур

Ровно 25 лет назад с космодрома Байконур стартовал советский многоразовый космический корабль "Буран". Он опередил свое время и по большинству показателей превзошел американскую систему Space shuttle. Советский челнок совершил свой полет в полностью автоматическом режиме, что в последствие было занесено в Книгу рекордов Гиннеса.

15 ноября 1988 года за стартом ракетоносителя "Энергия", который должен был вывести на орбиту "Буран" - первый отечественный многоразовый космический корабль, наблюдал весь мир. 
Система "Энергия - Буран" - ответ Советского Союза на американскую военную программу Space shuttle. Разрабатывать корабль поручили специально созданному научно-производственному объединению "Молния". Здесь над "Бураном" работали лучшие конструкторы эпохи. "Он должен был лететь в очень широком диапазоне скоростей, от 28 махов и до нуля, при посадке. И их надо было совместить в одном самолете, увязать между собой", - рассказывает заместитель главного конструктора НПО "Молния"Владимир Скороделов. 
Титан, композитные материалы, двойная герметичная капсульная кабина - технологический прорыв, совершенный нашими учеными был колоссален. За 12 лет они смогли сделать невероятное - внедрить 600 инноваций и укротить самое опасное топливо в мире - водород. Именно кислородно-водородный двигатель обеспечил успешный запуск "Бурана". Герой Советского Союза, летчик-испытатель Игорь Волк был первым, кто узнал, каково это - посадить "Буран" без двигателей. Перед запуском корабля в открытый космос он несколько лет проводил его испытания в воздухе и на земле. 
"Проблем с точки зрения полетов на нем не было, и задача теперь была сделать, отработать систему автоматического управления", - вспоминает летчик-космонавт, испытатель "Бурана", герой Советского Союза Игорь Волк. 
После команды на торможение на Байконуре наступила тишина - с "Бураном" потеряли радиосвязь. Мучительное ожидание длилось 30 минут. Потом снижение и идеальный заход на посадку, на автомате, без экипажа и без отклонения от курса. Полет был настолько успешным, что за "Энергией - Буран" специалисты даже увидели будущее пилотируемой экспедиции на Марс. В то время никто и подумать не мог, что этот корабль в одночасье окажется никому не нужным. Перестройка отменила актуальность космических войн. После испытаний и показательных полетов "Буран" поместили на хранение в один из монтажно-испытательных корпусов космодрома Байконур. 12 мая 2002 года рухнувшая после пожара крыша корпуса навсегда похоронила советский челнок. 
Последний "Буран" был создан НПО "Молния" в начале 90-х годов. Летательный аппарат "№6", который стал аттракционом Парка Горького, когда- то тоже проходил испытания на прочность в специальных ангарах. И чего с ним только не делали - разрывали на части и нагревали корпус до предельных температур. Спустя годы после закрытия программы "Буран", этот корабль как бы продолжают испытывать на прочность - уже несколько лет все собираются убрать из Парка Горького: то ли в музей космонавтики, то ли куда-то еще. 
На НПО "Молния" теперь вместо многоразовых "Буранов" здесь производят одноразовые шприцы, а еще сверхпрочные стекла и оконные рамы. Официально программу "Буран" так и не закрыли, просто законсервировали. Десятки инженеров и ученых лишились средств к существованию, чтобы выжить, опередившую свое время космическую технику пришлось перенастроить в помощь бизнесу, малому и среднему. Они продолжают верить в то, что принципиально новый космический корабль у России все-таки появится, ведь всё еще можно восстановить, да и технологии остались. Вот только надолго ли? Недавно узнали - на месте бывшего сборочного цеха "Бурана" могут построить торговый комплекс. 
Олег Шоммер, Вадим Тищенко, Валерий Белинский. "ТВ Центр".

Другие новости

В других СМИ