Московские троллейбусы отмечают 80-летний юбилей

Теги:  Москва  юбилей  транспорт

Уже 80 лет троллейбусы исправно служат москвичам, иногда умиляя, иногда раздражая своей кажущейся неповоротливостью. В советские времена они становились героями кинолент, о них сочиняли городские романсы. Сегодня романтический ореол несколько померк, но и перешагнув на девятый десяток, троллейбус старается идти в ногу со временем.

Что может быть необычного в поездке на троллейбусе по московским дорогам? Оказывается, кое-что может. Если этот троллейбус раритетный, выпуска 1963 года. В нём изрядно поношены сиденья и нет турникета. Именно такую модель водила невеста Юрия Деточкина. На прогулку по ноябрьской Москве 2013 года выехал точно такой же троллейбус. "Водитель сидел, нажимал и ни о чём не думал. И появились усилители руля первые, что позволило женщинам стать водителями троллейбуса", - рассказывает заслуженный работник транспорта РФ Виталий Люлько.

В своё время все эти машины считались у пассажиров верхом комфортабельности и даже городского шика. Они развивали скорость до шестидесяти километров в час, ставили на них и сомнительные рекорды. "Считается, что больше семидесяти километров в час машина со штанговым приемником развить не может. Она ограничена в скорости по штангам. Но, тем не менее, известны факты, когда находились в троллейбусных парках "шумахеры", вот так их называли, которые умудрялись пустые троллейбусы ЗИЛ-5 разгонять до скорости 100 км/час", - улыбается сотрудник музея ГУП "Мосгортранс" Михаил Егоров.

В 30-е годы прошлого века троллейбус оказался весьма востребованным видом транспорта. Трамвайных линий уже не хватало, а метро еще не построили. С подачи Никиты Хрущёва, тогда второго секретаря горкома партии, была организована первая в Москве и СССР троллейбусная линия. Правда, руководство страны идею одобрило не сразу. Хрущёв пошёл на дипломатическую хитрость, предложил назвать первую модель ЛК. "ЛК - Лазарь Каганович. У нас так все было смешано, и техника, и политика, все это воедино. Такие были времена. Машины эти были довольно тесные, по нынешним временам очень маленькие, с деревянным кузовом, обшитым снаружи металлом, а изнутри вагонкой, и тем не менее, эти машины уже тогда привлекли внимание москвичей и гостей столицы своей комфортабельностью", - говорит Михаил Егоров.

В пробный рейс 5 ноября 1933 года Хрущёв отправился лично. Троллейбус шел от площади Белорусского вокзала до деревни Всехсвятское - нынешний район метро Сокол. Через десять дней начали ходить регулярные рейсы, на 17 маршрутах работали 600 машин. Позже появились и двухэтажные, но они не прижились, оказались неудобными для пассажиров.

МТБ-82 выпустили в 1946 году. Открывающиеся снизу окна, кармашки для использованных билетов, он ходил по 49 маршруту, от Профсоюзной до Балаклавского проспекта. Старожилы вспоминают времена, когда проезд стоил четыре копейки.

Современные машины унаследовали лучшие черты своих предшественников. Выделенные полосы теперь ускоряют передвижение по маршрутам. Уже в следующем году в троллейбусах появится беспроводной Интернет. Так что, у новых поколений москвичей появятся свои воспоминания.

Марина Лаврентьева, Роман Левитский, ТВ Центр. 

Другие новости

В других СМИ