Паркоматы в Европе появились 20 лет назад по просьбе владельцев магазинов

Теги:  В мире  парковка  бельгия

Платные парковки в центре европейских столиц работают уже около 20 лет. Главное правило - максимально разрешенное время стоянки три часа, при этом в Европе существуют тарифы на ночную парковку и специальные разрешения для резидентов.

Паркоматы на средневековых улочках Брюсселя стали появляться 20 лет назад, но не ради того, чтобы разгрузить тротуары - парковка в неположенных местах - забота полиции, а не города, - а по просьбе владельцев магазинов, чтобы не ослабевал поток клиентов: купил - отъехал. Тарифы с тех пор выросли, но главное правило осталось неизменным: стоять на законном месте можно максимум три часа, после придется заплатить круглую сумму, вплоть до 50 евро - первую квитанцию положат до обеда, вторую после. "Для местных жителей предусмотрены абонементы, 10 евро в год за первую машину, 100 за вторую. Постепенно парковки стали серьезным источником прибыли для муниципалитетов - мы в центре Брюсселя собираем, таким образом, по 15 млн евро в год", - говорит вице-мэр города Брюсселя Марион Лемэр. 
Многие предпочитают не платить вовсе, изредка оплачивая штрафы, которые формально штрафами не считаются. Мэрия не обладает полицейскими полномочиями и способна лишь выставить счет будто бы за полный день стоянки, поэтому на законопослушности горожанина неоплаченная вовремя парковка никак не сказывается. А вот отказ платить по счетам повлечет за собой судебное разбирательство, где истцом будет город. "Я никогда не плачу. Отдать двадцать евро проще, чем каждые два часа возвращаться, чтобы продлить парковку. К тому же, если повезет, штрафа не будет вовсе!" – рассказывает жительница Брюсселя Мессун. 
Контролер городских парковок - работа не сладкая, большинство просят не снимать лица и не называть имен, никто не дает интервью, часто о выборе профессии не знают даже близкие друзья: все же популярность городских служащих, которые могут через минуту после истечения времени на талоне выписать штраф, среди водителей, мягко говоря, невысока. Контролеры говорят, что с попытками скрыть номер, чтобы избежать штрафа, они ни разу сталкивались - осенний лист или пригоршню грязи, в конце концов, проверяющий не поленится отлепить. "Скрывать что? Номер? Нет, здесь так не поступают. Лучше избавиться от мелочи, чем получить штраф или судебный иск", - удивляется житель Брюсселя Арри-Ги. 
В вопросах парковки европейские города остаются довольно консервативными: паркоматы в Париже и Брюсселе лишь недавно начали принимать к оплате международные кредитные карты, парковка по SMS остается новшеством, доступным далеко не везде. При этом автоматы, как и люди которые ими пользуются и которые их обслуживают, имеют обеденный перерыв и часы работы; по завершении рабочего дня стоянка становится бесплатной. 
В кризис от подобного гуманизма начинают отказываться: в Амстердаме, где цена стоянки одна из самых высоких в Европе - парковка тарифицируется круглосуточно, правда ночью - дешевле. Жульен Ванделене - Марк Цукерберг европейского парковочного бизнеса. В свои двадцать с небольшим он придумал и запустил успешный сервис, который дает автомобилистам сэкономить, а владельцам гаражей, даже если они прежде не были рассчитаны под общественную парковку, заработать. Шлагбаумы отелей или бизнес-центров открываются перед водителями по нажатию кнопки на экране смартфона. К тому же это первая в Европе обширная сеть - на несколько стран - парковок с поминутной оплатой, придумал Жульен и как решить проблему постоянных обитателей кварталов. "Днем в офисном здании паркуются сотрудники, а ночью или по выходным, когда стоянка все равно пустует, места занимают жители окрестных домов. Одно место используется дважды", - объясняет основатель парковочного сервиса Жульен Ванделене. 
Уличная парковка - предмет постоянных политических баталий: одни утверждают, что пространство для машин давно пора отдать под общественный транспорт и велосипедные дорожки, другие выступают за поднятие тарифов, третьи - за расширение абонентских зон. В числе одобренных нововведений - сделать первые 15 минут городской стоянки бесплатными, чтобы водитель, приехавший за быстрой покупкой, мог не беспокоиться о поиске ближайшего паркомата. 
Андрей Баранов, Евгений Полойко. "ТВ Центр", Брюссель, Бельгия.

Другие новости

В других СМИ