В Ницце ввели специальные цены на кофе для невежливых клиентов

Теги:  В мире  франция  деньги  магазин

Рекламная акция в маленьком кафе на Лазурном берегу вызвала публичные дебаты по всей Франции. А всё дело в обычной вежливости: хозяева заведения продавали кофе дешевле тем, кто во время заказа говорил "Спасибо" и "Пожалуйста".

Чтобы гости не забывали о манерах, хозяева крошечного ресторана “Маленький Шираз” на Лазурном Берегу, повесили на стене напоминание: цена чашки кофе варьируется - от евро сорок до семи.
- Добрый день, господа, чего изволите пить?
- Здравствуйте, кофе, пожалуйста.
Главное - не забыть, ни приветствие, ни благодарность. Вот один из редких примеров того, когда волшебное слово могло бы защитить ваш кошелек. Согласно меню в этом кафе в Ницце, вежливо попрошенная чашка кофе стоит ровно в пять раз дешевле, чем попрошенная невежливо. То, что начиналось, как безобидная шутка быстро переросло в общенациональные дебаты. 
Самый дорогой - просто “кофе”, “кофе, пожалуйста” уже подешевле и наконец “здравствуйте, один кофе, пожалуйста” - в общепринятую цену. Выложенная кем-то в Twitter фотография меню взорвала интернет, о необычной акции сделали репортажи все ведущие французские СМИ и ряд международных.
"Некоторые заходят и говорят “ваше превосходительство, не соблаговолите ли предложить мне чашечку вашего кофе” - в надежде получить его бесплатно. В этом и была цель - чтобы все посмеялись. И задумались. Ведь необязательно быть вежливым и действительно иметь это в виду - это просто язык общения, который ставит самых разных людей на одну планку", - говорит Фабрис Пепино, хозяин ресторана.
“Прошу вас принять, господин, выражение моего исключительного почтения” - подобными формулировками и в быстрый век электронной переписки во Франции принято завершать письма, причем в зависимости от повода обращения и должности респондента формула вежливости меняется. Чтобы не запутаться есть специальные таблицы. Самое уважительное обращение, конечно, к президенту Республики.
"Я думаю, что это очень разумная  и нужная акция. В наши дни даже во Франции вежливость все же забывается. В мой магазин клиенты часто заходят, не поздоровавшись. Не благодарят, не прощаются. И мне очень жаль: улыбка, приветствие, благодарность, это очень важно", - говорит Сандрин Фукс-Вилер, директор магазина в Ницце.
Впрочем, пока что за отсутствие манер в “Маленьком Ширазе” еще никто не поплатился, хозяева опасаются, что избирательность при расчете клиентов не придется по душе французской налоговой, все же государственные принципы Пятой Республики остаются прежними: “Свобода, равенство, братство”. О вежливости ничего не говорится. 
Андрей Баранов и Евгений Полойко, "ТВ Центр, Ницца, Франция.

Другие новости

В других СМИ