Жители Дальнего Востока столкнулись с дефицитом отечественной рыбной продукции

Теги:  Экономика  дальний восток  рыба

Почти три миллиона тонн рыбы ежегодно добывают в дальневосточном бассейне. Но большая часть улова сразу уходит заграницу. А оставшаяся продается по завышенным ценам. И покупатели предпочитают импортные продукты, которых в магазинах как раз в изобилии.

Почти три миллиона тонн рыбы ежегодно вылавливают российские рыбаки в дальневосточном бассейне. Большая часть улова из районов промысла сразу уходит заграницу. Отечественному потребителю достаются крохи и чаще всего не лучшего качества. У рыбы, идущей на родной берег, не самый товарный вид. "Мы сегодня часто слышим, что достаточно много есть рыбы сравнительно недорогой, в центральных регионах. Должен сказать, что в основном это норвежская семга, норвежская форель, которая искусственно выращена и которая поставляется на внутренний рынок нашей страны из-за рубежа", - подчеркнул президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Георгий Мартынов. 
Внешний вид даже таких изысканных дальневосточных сортов как нерка или кижуч, отпугивает покупателя. Норвежская рыба и выглядит аппетитнее, и аккуратно упакована. Парадоксально, но чаще всего именно ее можно заказать не только в ресторанах Приморья и Хабаровского края, но и на Камчатке в самый разгар лососевой путины 
В ресторане дальневосточной региональной кухни делают ставку не на сиюминутную прибыль, а на особенности местной кухни. Уху здесь варят только из дальневосточных рыб, а камбалу готовят по-сахалински. "Первое - это сезонность хода рыбы определенного, и сезонность этого вылова, когда рыба и морепродукты достигают своих максимальных вкусовых качеств и характеристик", - рассказывает управляющий ресторана дальневосточной региональной кухни Иван Шашкин.
Однако таких заведений во Владивостоке единицы и в большинстве из них цены кусаются. Купить самому свежую рыбу тоже проблематично. 
В советские времена лучшую морскую продукцию можно было найти в комплексе "Дары моря". В этом здании находились ресторан, кафе, бар и главное, - фирменный магазин "Океан". С тех пор во Владивостоке нет нормального рыбного рынка. Разговоры о его создании идут долго, но строительство пока так и началось. 
На городских рынках есть, конечно, отделы, где продают свежую рыбу. Но их не так много, а цены на нее почти не отличаются от Московских. Поэтому товар на прилавки поставляют по мере необходимости. "Можно завалить город рыбой, привезти сегодня там, все МРСки договорились, все производители сдать на рынок, привезли - город засыпался. Куда девать парную рыбу?" – сетует директор базы тралового флота Александр Тарев.
Не лучше ситуация и с дальневосточными деликатесами. Приморцы часто только рассматривают витрины с гребешком, трепангом и крабом. Покупать не спешат - дорого. Хотя только в Приморье сейчас работают более 100 участков, где занимаются воспроизводством моллюсков. Дело в том, что аквакультуру долгие годы отказывались признавать видом сельского хозяйства, и только совсем недавно создание морских огородов стало считаться перспективным и прибыльным бизнесом. Развитие этой отрасли, по мнению специалистов, поможет увеличить поставки и снизить цены. "Если появляются опять же те же самые перекупщики, то конечно цена будет выше, но мы, думаю, избежим этой проблемы, по крайней мере, во Владивостоке и в Приморском крае, поэтому и цены будут вполне доступны, учитывая даже ценность этих продуктов", - заявил исполнительный директор Дальневосточной ассоциации аквакультуры Александр Платнов.
Рыбаки тоже готовы увеличить поставки российской продукции до миллиона тонн в год. Для этого, по их мнению, нужно разработать госпрограмму, которая позволит напрямую поставлять свежий улов в сады, школы, больницы и армию. "И этот миллион тонн должен пойти, наверное, отсюда, с Дальнего Востока. Это будет минтай, это будет лососевые виды, это будет сельдь российская, а не атлантическая, которая сегодня в центральных регионах России, которая замещает нашу продукцию, вытесняет", - говорит президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
Пока же принцип "Вся рыба на берег!" остается лишь громким лозунгом, а лучшее, что водится в дальневосточных морях, уходит в Китай, Японию и Корею.
Станислав Бабко, Роман Статнов. Дальневосточное бюро "ТВ Центра", Владивосток.

Другие новости

В других СМИ