Социологи: москвичи мало интересуются культурой

Теги:  Москва  театр  кино  музей  искусство

Социологи на этой неделе огорошили: москвичи культурой интересуются далеко не так активно, как об этом принято думать. Театрам и музеям зачастую предпочитают диван и телевизор. Всё это выглядит странным. Экспозиции в Москве - мирового уровня, да и способов "культурно отдохнуть" - предостаточно. Почему же всё это интересно далеко не всем горожанам.

Москвичам хорошо - у них всё рядом, завидуют провинциалы:  и сокровища Оружейной палаты, и шедевры импрессионистов, и что ни вечер - театральные премьеры или концерты рок-звезд. В вечном сравнении - столицы с провинцией - это, пожалуй, главное преимущество тех, кто живет в границах МКАД. Но социологи от него не оставляют камня на камне. Оказывается, большинство жителей столицы главным из искусств считает родной диван и телевизор. Из шести тысяч опрошенных 64% свободное время предпочитают проводить дома. "64%, то есть в среднем где-то половина москвичей, если у них выдастся свободное время, предпочтут остаться дома", - говорит руководитель проектов московского института социально-культурных программ Павел Степанцов.

30% опрошенных вообще никогда не ходят - ни в театры, ни в музеи, ни в кино. Это особенно поражает, принимая во внимание столичный  культурный бум. Публика штурмует обновленные парки, где что ни день - то фестиваль. А на ночи в музеях, театрах и библиотеках  - каждый раз аншлаги. Вот только, предполагают эксперты, создают их одни и те же люди, плавно перетекающие с перфоманса на Винзаводе на концерт в парк Горького. Это, так называемые, "активные участники культурной жизни". По степени любви к искусству социологи разделили москвичей на четыре группы. Активных - лишь 8%. Это люди 35-45 лет. У них есть деньги, свободное время. И многие живут в столице не так давно. "Самые-самые активные потребители культуры - это те люди, которые приехали от трех до пяти лет назад, они уже обросли знакомыми, они хотят активно вливаться в жизнь города", - уверен Павел Степанцов.

Второй тип - поклонники высокой культуры. Они постарше. Их вкусы и привычки сложились еще в советское время. Посещение театров, музеев и концертов у них - обязательная программа. Третий тип - любители поп-культуры. Музеям они предпочитают рестораны, бары и кинотеатры. Это самая молодая группа. И наконец, четвертый тип - те самые 30%, что никогда и никуда не ходят.

Многие этим просто не интересуются, им это скучно, как они говорят. Вот потому они и не ходят. А тех, кто интересуется этим, - получается очень мало, и не всегда у них есть время.

Отсутствие времени, денег и интереса - вот главные причины, по которым люди игнорируют искусство. Москва пока больше других столиц далека от культуры, но ненамного. К примеру, в Австралии доля неучаствующих в культурной жизни - 28%, в США - 27%. Тем не менее, в московском департаменте культуры признаются - эти пресловутые "30% сидящих на диване" для них - настоящий вызов. "Действительно, часть людей никогда не были в театре и вряд ли там будут. Как решает это современный театр? Как решает это современный музей? Они говорят: "Тогда мы идем к вам". Когда мы выходим с концертной программой на Белорусский вокзал, когда мы в торговом центре вот сейчас провели целый ряд интерактивных выставок - вот тогда мы привлекаем публику", - объясняет первый заместитель руководителя департамента культуры Москвы Елена Зеоенцова.

Расстояние до культуры готовы сократить кардинально - лучшие спектакли и концерты скоро будут привозить в спальные районы, а билеты на многие мероприятия давно можно приобрести, не выходя из дома. "Когда человек может купить билет виртуально так же, как на самолет, оплатить покупку через интернет, данный фактор позволяет нам принимать гостей даже из других городов", - рассказывает начальник билетного стола театра "Мастерская Петра Фоменко" Юлия Пинчук .

Победить намерены не только расстояние, но и время. В некоторых театрах спектакли уже начинаются в 20:00, чтобы по пробкам все успели добраться. Библиотеки и музеи увеличивают часы работы. "У нас сейчас длинные четверги, а сейчас мы будем делать длинные пятницы, когда люди смогут прийти в музей, который будет открыт до девяти вечера. У нас будут проходить специальные спектакли, музыкальные концерты и поэтические, где мы будем знакомить с вещами, которые не висят в нашей экспозиции, а вынимать из своих сокровищниц новые вещи", - обещает директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Ради зрителя некоторые даже готовы сменить формат. На месте малопопулярного театра имени Гоголя уже почти год существует модный среди молодежи Гоголь-центр. "Они нашли в нас место, которое не похоже на "папин" театр. Здесь есть, в конце концов, вай-фай, здесь есть интересный гардероб, здесь есть интересные спектакли. Я почему ставлю именно в такой последовательности - потому что иногда атмосфера места становится не менее важной, чем то, что есть на сцене", - говорит режиссер, художественный руководитель ГОГОЛЬ-центра Кирилл Серебренников.

Театры, галереи, музеи, библиотеки сейчас в постоянном творческом поиске. А сами москвичи, как показал небольшой и непрофессиональный опрос, в неутешительные данные социологов просто не верят.

В общем, искусство на пути к зрителю уже покоряет расстояние и время. Осталось совсем немного: чтобы публика тоже сделала шаг навстречу.

Юлия Богоманшина, Марина Глебова, Максим Сидоренко, Анастасия Дерзаева. "ТВ Центр".

Другие новости

В других СМИ