Легендарный "Мосфильм" отмечает 90-летие

Теги:  Культура  юбилей  кино  мосфильм

Здесь могут воссоздать любое время и любое место. Главной фабрике кино - студии "Мосфильм" исполняется 90 лет. Сегодня это огромные павильоны, самое современное оборудование и лучшие профессионалы. А в 90-е годы вместо съемочных групп по коридорам бегали стаи бродячих собак. Тогда казалось, что российское кино обречено.

В павильоне №4 сегодня прошлый век - середина тридцатых. И по просьбе режиссера "весеннее утро". Но еще несколько дублей, громкое "снято!", и за окном в считанные минуты создадут летний день или зимний вечер. Фантастика в жизни, на "Мосфильме" - реальность. 
Это сегодня съемочный процесс сложно представить без огромных павильонов, полных световых, звуковых приборов, с самыми современными камерами и компьютерными технологиями. Но российская фабрика грез родилась в эпоху, когда у синематографа еще не было ни цвета, ни звука. 
Первые киношедевры на большие экраны выходили из крошечного киноателье. Но уже к середине 20-ых годов стало ясно: "важнейшему из искусств" нужна собственная студия. Съемочные павильоны, гримерные, костюмерные, аппаратные монтажа и озвучания - и все в одном месте. Это киногосударство на окраине столицы тогда выросло по голливудским законам. И само стало законодателем киномод на долгие годы вперед. "Мосфильм" превратился в мой мир. И все ничего другого я за пределами "Мосфильма" не знал, не хотел. Вся жизнь измеряется от одной картины до другой", - говорит кинорежиссер Александр Митта.
Сотни картин в год - в период 70-ых, и лишь стаи бродячих собак в коридорах в эпоху 90-х годов. Тогда казалось: российское кино уже обречено. Теперь здесь новые съемочные площадки, студии монтажа, озвучания - техника, не хуже чем в Голливуде. Только традиции остались свои - мосфильмовские. "Помню, я снимал "Американскую дочь", у меня группа была американская в Сан-Франциско. И когда мы били тарелку, для них такой шок был. Когда первый кадр, ты бьешь о камеру тарелку, ну не о саму камеру, о штатив и потом все эти кусочки каждый забирает", - вспоминает генеральный директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров.
Актеров порой не помнят так, как эти узнаваемые всеми вещи: карета гардемаринов, Mercedes Штирлица, и угнанная "честным вором" Юрием Деточкиным "Волга", на ней же потом отвозили в Дубровку героя Юрия Никулина. За 90 лет работы "Мосфильм" накопил одну из самых богатых коллекций реквизита и историй, которые для обычного зрителя остаются за кадром. "Когда заказывали для кино, не указали правильно размеры. Ее все носили в руках, всячески пытались передать друг другу, но на голову ее никто не одевал, потому что она никому не подходила по размеру", - рассказывает директор музея киноконцерна "Мосфильм" Елена Морозова о короне из фильма "Корона Российской империи, или Снова неуловимые". 
Сказочные платья из "Руслана и Людмилы", военные шинели, сшитые для многотысячной массовки - в костюмерных главной киностудии страны сегодня почти 450 тысяч наименований. Ради нескольких кадров в "Борисе Годунове" художники не один месяц шили боярские шубы. А чтобы найти нужный костюм для героев "Войны и мира" - объездили музеи и барахолки нескольких стран. "Вот это вот родные вещи, настоящие. Они сидят по-другому на человеке. Сразу расправляются плечи, появляется совершенно другая осанка, в этой вещи волшебство происходит, я даже не знаю, как объяснить", - объясняет костюмер. "Вот если почему-то исчезнет "Мосфильм", то у меня такое ощущение, что кино закончится. "Мосфильм" за собой тащит, как паровоз, это ощущение того, что кино все еще существует", - говорит режиссер Алексей Мурадов.
С этим ощущением здесь живут вот уже 90 лет. Меняют костюмы, реквизит и декорации. Но главное остается - магия кино, которая, похоже, совсем не подвластна времени.
Екатерина Выскребенцева, Марина Лаврентьева, Александр Савин, Арсений Калашников. "ТВ Центр". Москва.

Другие новости

В других СМИ