В столице открылась выставка фотографий дореволюционной Москвы

Теги:  Культура  архитектура  выставка  москва  фотография

Вернуться в начало XX века и увидеть улицы, площади и давно исчезнувшие здания позволяет выставка старинных фотографий в Музее Москвы. Их автор Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе снимал Москву по заказу Императорского археологического общества, которое было озабочено сохранением исторического облика города.

Под каждым старинным снимком - их на выставке представлено около трехсот - современная фотография и карта Москвы. Эмилий Готье-Дюфайе скрупулезно подписывал свои работы - указывал место, дату и даже точку съемки. "Сейчас не очень просто установить критерии, по которым выбирались места для съемки. Преимущественно это центр. И альбомы, которые Готье-Дюфайе оставлял после своих фоторепортажей, показывают, что преимущественно он фотографировал район Хамовников и арбатские переулки", - рассказывает пресс-секретарь Музея Москвы Ирина Жирнова. 
В начале XX века Готье-Дюфайе снимает Москву по просьбе Императорского археологического общества. Он фотограф-любитель - на профессионала денег не хватило - пользуется среднеформатной камерой, изображение остается на маленьких стеклышках - 9 на 13 сантиметров. Отпечатки, часто сомнительного качества, вклеивает в альбомы, они хранятся сейчас в Библиотеке имени Ленина. В борьбе за качество фотографий организаторы выставки провели больше 10 лет - оцифровывали, реставрировали, тонировали. "Видно, что улица вся в тени, перспектива осталась открытой, здесь очень сложная экспозиция. Профессиональный фотограф такого, конечно, делать бы не стал. Он дождался бы, когда здание будет освещено и снимал бы его фасад", - рассказывает исполнительный директор фонда "Московское время" Александра Бровко. 
Впрочем, на признание Готье-Дюфайе и не рассчитывал. Ракурс, свет и тень - все это было не важно. Шла борьба за землю - цену памятникам архитектуры часто устанавливали ушлые предприниматели. Доходные и игорные дома росли в историческом центре как на дрожжах. Эта серия фотографий - своего рода сигнал бедствия, который Императорское археологическое общество с помощью фотографа Готье-Дюфайе посылало современникам. "Вот это здание в Гранатном переулке, готовилось к сносу (см. видео). На его месте уже был подготовлен проект постройки большого доходного дома по проекту братьев Весненых. И как мы видим, слом уже начался. Археологическое общество, в том числе и после публикации этих фотографий, вмешалось, и процесс остановился", - рассказывает исполнительный директор фонда "Московское время" Александра Бровко.
Восстановили здание уже только при советской власти. А на других снимках видно: не устоял не только дом - целая улица. Большая Молчановка погибла под бульдозерами, когда прокладывали Новый Арбат. И все, что осталось от былого изящества, - церковь Симеона Столпника рядом, на Поварской. Но такой тотальный снос - скорее исключение. Переулки и даже большие проспекты сейчас, как и тогда, позируют перед объективами охотников за стариной.
Ольга Оксенич, Михаил Волков, Михаил Сыровегин. "ТВ Центр".

Другие новости

В других СМИ