В столице открылась выставка фотографий дореволюционной Москвы

Вернуться в начало XX века и увидеть улицы, площади и давно исчезнувшие здания позволяет выставка старинных фотографий в Музее Москвы. Их автор Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе снимал Москву по заказу Императорского археологического общества, которое было озабочено сохранением исторического облика города.

Под каждым старинным снимком - их на выставке представлено около трехсот - современная фотография и карта Москвы. Эмилий Готье-Дюфайе скрупулезно подписывал свои работы - указывал место, дату и даже точку съемки. "Сейчас не очень просто установить критерии, по которым выбирались места для съемки. Преимущественно это центр. И альбомы, которые Готье-Дюфайе оставлял после своих фоторепортажей, показывают, что преимущественно он фотографировал район Хамовников и арбатские переулки", - рассказывает пресс-секретарь Музея Москвы Ирина Жирнова. 
В начале XX века Готье-Дюфайе снимает Москву по просьбе Императорского археологического общества. Он фотограф-любитель - на профессионала денег не хватило - пользуется среднеформатной камерой, изображение остается на маленьких стеклышках - 9 на 13 сантиметров. Отпечатки, часто сомнительного качества, вклеивает в альбомы, они хранятся сейчас в Библиотеке имени Ленина. В борьбе за качество фотографий организаторы выставки провели больше 10 лет - оцифровывали, реставрировали, тонировали. "Видно, что улица вся в тени, перспектива осталась открытой, здесь очень сложная экспозиция. Профессиональный фотограф такого, конечно, делать бы не стал. Он дождался бы, когда здание будет освещено и снимал бы его фасад", - рассказывает исполнительный директор фонда "Московское время" Александра Бровко. 
Впрочем, на признание Готье-Дюфайе и не рассчитывал. Ракурс, свет и тень - все это было не важно. Шла борьба за землю - цену памятникам архитектуры часто устанавливали ушлые предприниматели. Доходные и игорные дома росли в историческом центре как на дрожжах. Эта серия фотографий - своего рода сигнал бедствия, который Императорское археологическое общество с помощью фотографа Готье-Дюфайе посылало современникам. "Вот это здание в Гранатном переулке, готовилось к сносу (см. видео). На его месте уже был подготовлен проект постройки большого доходного дома по проекту братьев Весненых. И как мы видим, слом уже начался. Археологическое общество, в том числе и после публикации этих фотографий, вмешалось, и процесс остановился", - рассказывает исполнительный директор фонда "Московское время" Александра Бровко.
Восстановили здание уже только при советской власти. А на других снимках видно: не устоял не только дом - целая улица. Большая Молчановка погибла под бульдозерами, когда прокладывали Новый Арбат. И все, что осталось от былого изящества, - церковь Симеона Столпника рядом, на Поварской. Но такой тотальный снос - скорее исключение. Переулки и даже большие проспекты сейчас, как и тогда, позируют перед объективами охотников за стариной.
Ольга Оксенич, Михаил Волков, Михаил Сыровегин. "ТВ Центр".
Главное сегодня
Выставка фотографий дореволюционной Москвы
Выставка фотографий дореволюционной Москвы
Выставка фотографий дореволюционной Москвы
Выставка фотографий дореволюционной Москвы
Экспонаты выставки
Экспонаты выставки
Фотография дореволюционной Москвы
Фотография дореволюционной Москвы
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ
 Rambler's Top100

Мы в социальных сетях

Не показывать больше это сообщение