В России 40 лет назад началось строительство БАМа

Во вторник исполняется 40 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Одна из самых протяженных железных дорог в мире была задумана еще в XIX веке, но к реализации идеи приступили только в советские годы. Тогда БАМ стал "стройкой века". Сейчас длина дороги превышает четыре тысячи километров. Она проходит через районы высокой сейсмической активности и вечной мерзлоты, пересекает 11 полноводных рек и 7 горных хребтов.

Впервые аббревиатура БАМ зазвучала в 1974 году. Но то, что необходимо строить дорогу-дублёр Транссиба, понимали еще в царской России. Но первый декрет о разведке местности для новой магистрали появился при советской власти в 1932 году. Попытка призвать добровольцев на стройку окончилась тогда провалом. Из необходимых 30 тысяч удалось привлечь около двух. Решение – бесплатный труд заключённых. 
После Великой Отечественной в стране экономические проблемы. Советскому Союзу нужны ресурсы для восстановления промышленности и строительства коммунизма. Лес, нефть, газ, руда - всё это есть в Восточной Сибири, надо лишь построить дорогу. 
На 17 съезде комсомола звучит лозунг "Все на БАМ!". Летом полчища комаров, зимой морозы минус 50 и сугробы в человеческий рост, жильё в бараках и необходимость проложить рельсы почти на 5 тысяч километров, вспоминает Анатолий Кошкин. 
Сегодня он пенсионер, а в середине семидесятых - комиссар первого стройотряда Ленобласти. Говорит, за пять с половиной лет на БАМе он со своими товарищами проложил сотни километров пути. И всё это через тайгу, горные хребты и болота. Помогала мотивация и всеобщее воодушевление.
"Под порывом чувств, что идет большая стройка, и едут, чтобы показать и раскрыть себя. И сделать полезное дело для страны. Для себя и страны, конечно", - рассказывает строитель БАМа Анатолий Кошкин. 
Партия сказала "Надо" - комсомол ответил "Есть!" - со всей страны на стройку века едут романтики. Многие станции БАМа возводили одной республикой или городом. Так Северобайкальск построен ленинградцами. Станция "Алонка" – молдаванами, "Новый Ургал" - украинцами, "Новый Уоян" построили литовцы.
Вице-президент "Российских железных дорог" Салман Бабаев на строительстве Байкало-Амурской магистрали провел 10 лет и вошёл в историю как её последний начальник. Говорит, "бамовцы" - это отдельная когорта людей. 
"Эти ребята были, они шли к цели какой-то, к какой-то задачи. И для достижения этой цели они ни перед чем не останавливались. Они могли сутками работать. Как у нас говорили: "Носки стояли, когда их снимали". Они трудились!" – говорит вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев.
Трудами москвичей построена столица БАМа – сорокатысячная Тында. Город - один большой монумент эпохи освоения Сибири. Архитектура без излишеств. Всё просто, и главное надёжно. 
Сегодня БАМ не простаивает, но пропускная способность ниже проектировочной. Государство вновь пытается вдохнуть в магистраль новую жизнь, уж больно у нее серьёзный геополитический и экономический потенциал. 
Сергей Харенко, Александр Марченко, Дмитрий Шаракин. "ТВ Центр".
Главное сегодня
Строительство БАМа
Строительство БАМа
Строительство БАМа
Строительство БАМа
17-й съезд комсомола
17-й съезд комсомола
Комсомольцы на строительстве БАМа
Комсомольцы на строительстве БАМа
Строительство БАМа
Строительство БАМа
Инфографика строительства БАМа
Инфографика строительства БАМа
Город Тында
Город Тында
Поезд едет по БАМу
Поезд едет по БАМу
Железнодорожный узел на Байкало-Амурской магистрале
Железнодорожный узел на Байкало-Амурской магистрале
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ
 Rambler's Top100