В России 40 лет назад началось строительство БАМа

Теги:  Общество  строительство  история  россия

Во вторник исполняется 40 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Одна из самых протяженных железных дорог в мире была задумана еще в XIX веке, но к реализации идеи приступили только в советские годы. Тогда БАМ стал "стройкой века". Сейчас длина дороги превышает четыре тысячи километров. Она проходит через районы высокой сейсмической активности и вечной мерзлоты, пересекает 11 полноводных рек и 7 горных хребтов.

Впервые аббревиатура БАМ зазвучала в 1974 году. Но то, что необходимо строить дорогу-дублёр Транссиба, понимали еще в царской России. Но первый декрет о разведке местности для новой магистрали появился при советской власти в 1932 году. Попытка призвать добровольцев на стройку окончилась тогда провалом. Из необходимых 30 тысяч удалось привлечь около двух. Решение – бесплатный труд заключённых. 
После Великой Отечественной в стране экономические проблемы. Советскому Союзу нужны ресурсы для восстановления промышленности и строительства коммунизма. Лес, нефть, газ, руда - всё это есть в Восточной Сибири, надо лишь построить дорогу. 
На 17 съезде комсомола звучит лозунг "Все на БАМ!". Летом полчища комаров, зимой морозы минус 50 и сугробы в человеческий рост, жильё в бараках и необходимость проложить рельсы почти на 5 тысяч километров, вспоминает Анатолий Кошкин. 
Сегодня он пенсионер, а в середине семидесятых - комиссар первого стройотряда Ленобласти. Говорит, за пять с половиной лет на БАМе он со своими товарищами проложил сотни километров пути. И всё это через тайгу, горные хребты и болота. Помогала мотивация и всеобщее воодушевление.
"Под порывом чувств, что идет большая стройка, и едут, чтобы показать и раскрыть себя. И сделать полезное дело для страны. Для себя и страны, конечно", - рассказывает строитель БАМа Анатолий Кошкин. 
Партия сказала "Надо" - комсомол ответил "Есть!" - со всей страны на стройку века едут романтики. Многие станции БАМа возводили одной республикой или городом. Так Северобайкальск построен ленинградцами. Станция "Алонка" – молдаванами, "Новый Ургал" - украинцами, "Новый Уоян" построили литовцы.
Вице-президент "Российских железных дорог" Салман Бабаев на строительстве Байкало-Амурской магистрали провел 10 лет и вошёл в историю как её последний начальник. Говорит, "бамовцы" - это отдельная когорта людей. 
"Эти ребята были, они шли к цели какой-то, к какой-то задачи. И для достижения этой цели они ни перед чем не останавливались. Они могли сутками работать. Как у нас говорили: "Носки стояли, когда их снимали". Они трудились!" – говорит вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев.
Трудами москвичей построена столица БАМа – сорокатысячная Тында. Город - один большой монумент эпохи освоения Сибири. Архитектура без излишеств. Всё просто, и главное надёжно. 
Сегодня БАМ не простаивает, но пропускная способность ниже проектировочной. Государство вновь пытается вдохнуть в магистраль новую жизнь, уж больно у нее серьёзный геополитический и экономический потенциал. 
Сергей Харенко, Александр Марченко, Дмитрий Шаракин. "ТВ Центр".

Другие новости

В других СМИ