Актеру Михаилу Пуговкину исполнилось бы 90 лет

Теги:  Культура  Общество

Сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения народного артиста СССР Михаила Пуговкина. 70 лет артистической жизни вместили больше сотни ролей в кино и еще два десятка в театре. Его по праву называли королем комедий. Лучшие свои роли он сыграл в фильмах, которые давно стали классикой отечественного кино: Яшка-артиллерист из "Свадьбы в Малиновке", режиссер Якин из "Иван Васильевич меняет профессию", отец Федор из "Двенадцати стульев".

Его знает и любит не одно поколение россиян. Удивительно тонкий партнер и остроумный собеседник - таким его вспоминают коллеги и поклонники. На счету гениального комедийного актера около 100 ролей, но мало кто знает, что блестящей кинематографической карьеры могло и не быть.

Мишу Пугонькина в его родном селе соседи часто приглашали повеселить гостей на праздниках. Когда семья переехала в Москву, он пришел в самодеятельность тормозного завода Кагановича, потом попал профессиональный театр, где его и заметил Лев Рошаль. Так на экране впервые появился великий комик XX столетия, который втайне мечтал и о Чехове, и о Достоевском, но без танцев, подколов и зрительских восторгов тоже жизни своей не мыслил.

А ведь эти танцы могли закончиться очень быстро. Сразу после той первой роли Пуговкин отправился на фронт, где получил тяжелое ранение - ему чуть не ампутировали ногу.

В Школу-студию МХАТ, куда он решил поступать после счастливого исцеления, он пришел уже с общеизвестной фамилией - сменив Пугонькин на Пуговкин, как называли его на фронте. Но почти готового артиста отказались принимать, когда узнали о трех классах сельской школы. Вступился Москвин. А потом вся страна с упоением пересматривала монолог прораба, смеялась над Якиным, поддавалась обаянию Яшки-артиллериста.

Своими лучшими работами сам артист считал роли в сказках Роу и в комедиях Гайдая. Цари в исполнении Пуговкина стали практически визитной карточкой артиста.

Нина Гребешкова, партнерша по трем из пяти картин Гайдая, вспоминает: Пуговкин всегда помогал другим советом и поддержкой. А его органичность в кадре - пожалуй, главный секрет успеха в кинематографе.

Нина Гребешкова, заслуженная артистка России:
- Это как играть с кошкой в кадре. На кошку можно смотреть бесконечно. Так и на Пуговкина. Он мог играть и драму, и комедию, и трагедию - все, что хотите. Потому что он был талант, самородок.

Борис Грачевский был знаком с актером с 1969 года. На его глазах происходили сцены не менее занимательные, чем в известных фильмах.

Борис Грачевский, режиссер, сценарист, художественный руководитель творческого объединения детского киножурнала "Ералаш":
- Роу говорит: "Михаил Иванович, вы сделайте то и то. Он отвечает: "Александр Анатольевич, я все понял, штамп №6. Сейчас сделаем".

Сегодня с большим трепетом он вспоминает, что Пуговкин снимался в четырех выпусках его журнала "Ералаш", один из которых стал последней киноработой артиста.

Пуговкин был остроумен и на площадке и в жизни, но когда вышла картина "17 мгновений весны", неожиданно признался, что завидует актеру Тихонову.

Борис Грачевский, режиссер, сценарист, художественный руководитель творческого объединения детского киножурнала "Ералаш":
- Я спрашиваю: "Как это завидуете?" А у него тогда был пик, он не мог ни пройти, ни появиться. Он говорит: "Ему разрешается подолгу помолчать в кадре, а я все говорю-говорю".

Но именно такому артисту Пуговкину на съемках и гастролях в приморских городах простые рыбаки приносили для угощения черную икру и лучшую рыбу. И это царское угощение, и народное признание было приношением за те самые 100 не главных ролей, которые навсегда останутся в нашей памяти.

Марина Лаврентьева, Юрий Филимонов. "ТВ Центр".

Другие новости

В других СМИ