Гражданские жертвы военных ошибок в небе

4 октября 2001 года пассажирский лайнер Ту-154 авиакомпании "Сибирские авиалинии", возвращавшийся из Тель-Авива в Новосибирск, был сбит украинской зенитной ракетой в небе над Чёрным морем. На борту воздушного судна находилось 78 человек, выжить не удалось никому из них. В годовщину трагедии редакция TVC.ru вспоминает ошибки военных, жертвами которых стали невинные люди.

27.07.1955 L-049 Constellation

Рейс  Лондон - Тель-Авив

Сбит болгарским истребителем

58 погибших

27 июля 1955 года израильский лайнер L-049 Constellation авиакомпании ElAl, следовавший рейсом 402 из Лондона в Тель-Авив, через Вену и Стамбул, взорвался в небе над Болгарией неподалеку от города Петрич. Находившиеся на борту 51 пассажир и семь членов экипажа погибли.

Из-за сильной грозы, навигационное оборудование лайнера вышло из строя, самолет отклонился от курса и залетел в воздушное пространство Болгарии. Военные приняли пассажирский лайнер за вражеский самолет и подняли на перехват истребители Миг-15. Болгарские самолеты сопровождали израильский борт вплоть до границы с Грецией, где и сбили, не дав нарушителю покинуть небо страны.


В официальном отчете о причинах крушения лайнера сообщается, что самолет развалился в воздушном пространстве из-за взрыва, вызванного попаданием снаряда большого калибра в правое крыло и заднюю часть фюзеляжа.


Болгария признала свою вину на следующий день после трагедии, однако заявила, что израильский лайнер, нарушил воздушное пространство, отказался выполнить требование военных и пытался уйти от преследования. В формальном извинении Софии говорилось, что летчики-истребители приняли "слишком поспешное решение". Через восемь лет после трагедии болгарские власти согласились выплатить Израилю компенсацию в размере 195 тысяч долларов.



30.06.1962 Ту-104

Рейс  Хабаровск - Москва

Сбит ракетой во время учений

84 погибших

30 июня 1962 года российский лайнер Ту-104 авиакомпании "Аэрофлот", летевший рейсом 902 из Хабаровска в Москву, через Омск, взорвался в небе над Красноярском. Находившиеся на борту 76 пассажиров и восемь членов экипажа погибли.

В 16:32 по московскому времени Ту-104 вошёл в зону Красноярского диспетчерского центра. В 16:50 экипаж доложил, что самолет находится в 50 километрах от Красноярска. После этого на запросы диспетчера рейс 902 уже не отвечал.


Последнее сообщение поступило в 16:53: "Красноярск, сорок два… триста семьдесят, следите за мной, смотрите за мной", - взволнованным голосом, который заглушал посторонний шум и грохот, произнес пилот.


Через несколько секунд лайнер ударился о землю и взорвался. Общее время от начала развития ситуации и до столкновения с землёй составило около двух с половиной минут. Позже следователи выяснили, что потеряв управление, самолет вошел в штопор и разбился в 28 километрах от аэропорта Красноярска восточнее села Вознесенка Берёзовского в таежной ложбине.

Причиной инцидента был назван пожар или другое происшествие в пассажирской кабине. Однако позднее стало известно, что одна из частей ПВО, дислоцировавшаяся в районе Маганска, проводила учебные пуски зенитных ракет. При этом, одна из ракет, потеряв свою цель, перенацелилась на гражданский самолет и поразила его в левый борт.



11.09.1968 SE-210 Caravelle III

Рейс   Аяччо - Ницца

Сбит ракетой ПВО Франции

95 погибших

11 сентября 1968 года французский лайнер SE-210 Caravelle III компании Air France летевший рейсом 1611 из Аяччо в Ниццу рухнул на дно Средиземного моря. Находившиеся на борту 89 пассажиров и шесть членов экипажа погибли.

Согласно данным бортовых самописцев, полёт рейса AF1611 проходил в штатном режиме с момента взлета в 09:00 и до 09:30 – именно в это время экипаж сообщил о возникновении проблем, и запросил прямой заход для аварийной посадки. После получения разрешения на снижение пилот воздушного судна  доложил о возгорании.


В 09:32 с борта поступило последнее сообщение: "Мы разобьёмся, если так будет продолжаться". Через несколько секунд самолет исчез с экрана радиолокатора.


Позже следователи установили, что авиалайнер врезался в воду и затонул на глубине около 2600 метров примерно в 09:40. Поисковые работы начались в 11:22, а менее чем через час вертолёты военно-морских сил доставили на берег первое обнаруженное тело.

Изначально причиной крушения назвали возгорание хвостовой части самолета. Однако из-за чего произошел пожар установлено не было. СМИ тут же выдвинули версию о попадании в самолет ракеты. Министерство обороны Франции категорически отрицало подобную информацию.

Власти в течение 43 лет скрывали причину крушения лайнера SE-210 Caravelle в Средиземном море. Только в 2011 году военный секретарь Мишель Лати признал ошибку и подтвердил, что самолет был сбит отклонившейся от своей траектории ракетой. Однако многие до сих пор не верят в данную версию.



21.02.1973 Boeing 727

Рейс Триполи - Бахрейн

Сбит самолетами  ВВС Израиля

108 погибших

21 февраля 1973 года ливийский Boeing 727 авиакомпании Libyan Arab Airlines, летевший рейсом LN 114 по маршруту Триполи - Бенгази - Каир - Александрия - Бахрейн, взорвался в небе над Синайской пустыней. Находившиеся на борту 100 пассажиров и восемь членов экипажа погибли. Выжить удалось пяти людям.

При подлёте к столице Египта в 13:30 лайнер попал в пыльную бурю, что вынуждало пилотов ориентироваться только по приборам. В 13:44 у командира появились первые подозрения, что они, вероятно, сбились с курса. Тем не менее, экипаж принял решение продолжить полёт на восток, не сообщив о своих подозрениях диспетчеру Каирского аэропорта.


В 13:54 на высоте 6000 метров ливийский Boeing 727 пересёк Суэцкий канал и оказался на территории Синайского полуострова, направляясь к ядерному центру Израиля в Димоне. Военные радары засекли объект, в воздух были подняты два истребителя F-4E Phantom II ВВС Израиля.


Военные самолеты подошли к пассажирскому лайнеру. Истребители покачали крыльями, давая международный знак следовать за ними, и запустили предупредительную ракету, на что экипаж Boeing ответил жестами, что они поняли команду.

В 14:03 лайнер снизился до высоты около 1500 метров и увидел, что его выводят на авиабазу. Пилоты ошибочно решили, что истребители просто показывали, что самолет оказался несколько восточнее Каира, и повернули на запад. Данный манёвр был расценён израильским командованием как попытка к бегству. В 14:09, получив команду открыть огонь на поражение, истребители начали стрелять по корневым частям крыла Boeing.

В 14:10 лайнер врезался в дюну в 20 километрах от Суэцкого канала и полностью разрушился. Пилот и четыре пассажира самостоятельно выбрались из горящего самолета. Поначалу израильская сторона, как водится в подобных случаях, отрицала свою причастность к инциденту. Однако через несколько дней, начальник генштаба Армии Обороны взял вину на себя.



27.06.1980 McDonnell Douglas

Рейс Болонья-Палермо

Сбит в ходе боя между НАТО и Ливией

81 погибших

27 июня 1980 года итальянский лайнер McDonnell Douglas DC-9-15 компании Aerolinee Itavia летевший рейсом IH870 из Болоньи в Палермо рухнул в Тирренское море. Находившиеся на борту 77 пассажиров и четыре члена экипажа погибли.

В 20:08 рейс IH870 вылетел из Международного аэропорта имени Гульельмо Маркони в Болонье и взял курс на Палермо. Через 51 минуту после взлёта, в 20:59, лайнер внезапно упал в Тирренское море в 25 километрах от острова Устика.

Власти сразу же заявили, что причиной катастрофы стала техническая неисправность или взрыв бомбы. Однако итальянские авиадиспетчеры и солдаты, дежурившие в вечер трагедии у радаров, сообщили, что пассажирский лайнер попал в воздушный бой между ливийскими и натовскими самолетами и по ошибке был сбит.


Доказать эту версию так и не удалось, так как все записи радарных установок, сделанные в момент катастрофы, были конфискованы и часть их "по ошибке" уничтожена.


Через два года после инцидента техническая комиссия по расследованию причин катастрофы сделала вывод, что самолет  был обстрелян. В 1984 году химический анализ обломков лайнера и багажа пассажиров показал наличие на них следов взрывчатого вещества, которое широко применяется в боеголовках ракет, находящихся на вооружении НАТО.

В 1986 году со дна моря был поднят "черный ящик". Тогда стало окончательно ясно, что причиной катастрофы могло стать только попадание ракеты. На восстановленных записях радара четко видна трасса истребителя, приблизившегося к DC-9 и удалившегося сразу после взрыва. Только через 28 лет, в 2008 году Франческо Коссига, бывший президент Италии, заявил, что McDonnell Douglas DC-9-15 был сбит ракетой, запущенной с французского истребителя.



01.09.1983 Boeing 747-230

Рейс Нью-Йорк-Сеул

сбит истребителем  ВВС СССР

269 погибших

1 сентября 1983 года корейский Boeing 747-230 авиакомпании Korean Air Lines, летевший рейсом KAL007 по маршруту Нью-Йорк- Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже, был сбит истребителем Су-15 в воздушном пространстве СССР. Находившиеся на борту 246 пассажиров и 23 члена экипажа погибли.

Почти с самого начала полёта Boeing 747-230 стал отклоняться от намеченного курса к северу. В итоге лайнер нарушил границу СССР. При приближении к Камчатке на перехват корейского самолета были подняты истребители Су-15. После чего борт покинул воздушное пространство Советского Союза, а истребители вернулись на базу.


На территориях, над которыми пролетел корейский Boeing, находились военные объекты, и полёты иностранных самолётов в этом районе были запрещены.


Вскоре самолёт вновь отклонился от курса. Навстречу Boeing в 17:42 и 17:54 были подняты два истребителя- Су-15. В 18:16 рейс 007 повторно пересек воздушное пространство СССР над островом Сахалин. Максимальное отклонение от курса достигало 500 километров. Истребитель догнал нарушителя и некоторое время сопровождал его, подавая предупредительные сигналы. В 18:26 поступил приказ с земли об уничтожении лайнера.

Через 12 минут самолёт упал в море недалеко от острова Монерон. Все находившиеся на борту погибли. Примечательно, что среди пассажиров оказался конгрессмен Ларри Макдональд. Обломки лайнера были найдены спустя два месяца советскими водолазами.

Итоги расследования были опубликованы в 1993 году. Международная организация гражданской авиации пришла к выводу, что Boeing 747-230 попал в воздушное пространство СССР из-за навигационной ошибки и был сбит, поскольку его приняли за разведывательный самолет. Однако ответ на вопрос: почему экипаж южнокорейского лайнера углубился столь далеко в воздушное пространство СССР, так и не был дан.



03.07.1988 AirbusA300B2-203

Рейс Тегеран - Дубай

сбит ракетой ВМС США

290 погибших

3 июля 1988 года иранский Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air, летевший рейсом IR655 по маршруту Тегеран-Дубай с промежуточной посадкой в Бендер-Аббасе, взорвался в небе над Персидским заливом. Находившиеся на борту 274 пассажиров и 16 членов экипажа погибли.

В 10:17 Airbus А300 покинул аэропорт Бендер-Аббаса, он должен был совершить короткий 28-минутный полёт в международный аэропорт Дубай. В это же время в Ормузском проливе находился ракетный крейсер ВМС США Vincennes.


В 10:54 две ракеты класса "земля – воздух" были выпущены с американского крейсера в направлении летевшего по международной трассе пассажирского авиалайнера, который был опознан как истребитель F-14. Через 43 секунды Airbus A300B2-203 не стало. Ракета попала прямо в самолет и разорвала его надвое.


Официальный Вашингтон распространил свою версию катастрофы, согласно которой Vincennes передал десять предупредительных сообщений на разных частотах, а ответа от иранского пилота не последовало. США отмечали, что лайнер вошел в пике, набирая скорость, будто бы собираясь атаковать корабль. У капитана крейсера не оставалось иного выбора, как открыть огонь на поражение.

Позже выяснилось, что попытки связаться с рейсом 655 были совершены на военной частоте, а также на коммерческих аварийных частотах, причём запросы адресовались "неопознанному иранскому самолёту", скорость которого указывалась равной 350 узлам. Пилоты авиалайнера не считали свой самолёт "неопознанным", поскольку бортовой ответчик был включен, а лайнер имел приборную скорость 300 узлов. Экипаж отнес данные сигналы к иранскому самолёту "Орион", который действовал в этом же районе.

Спустя восемь лет, 26 февраля 1996 года, США согласились выплатить Ирану компенсацию в размере 61,8 миллионов долларов США. Данная компенсация однозначно рассматривается США как односторонний добровольный акт, ответственность за гибель 290 человек Вашингтон так и не признал. Официальные извинения семьям погибших американское правительство до сих пор не принесло.



04.10.2001 Ту-154

рейс Тель-Авив – Новосибирск

сбит украинской системой ПВО

78 погибших

4 октября 2001 года авиалайнер Ту-154 компании "Сибирь", следовавший рейсом 1812 из Тель-Авива в Новосибирск, взорвался и рухнул в Чёрное море. Находившиеся на борту 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.

Следствие выдвинуло версию о теракте или катастрофической аварии. Также существовало предположение, что пассажирский самолет сбит по ошибке во время учений украинской армии, однако Киев с возмущением отверг эту версию. Однако вскоре США предоставили данные, согласно которым, лайнер, летевший на высоте 11 километров, был поражен зенитной ракетой, запущенной в ходе учений украинской ПВО.  


Самолет Ту-154 взорвался в 13.45.17. Зафиксированный Пентагоном пуск с комплекса С-200 был отмечен в 13.41. Разница как раз и составляет подлетное время ракеты.


Позже, проведя экспертизу фрагментов фюзеляжа, эксперты подтвердили, что гражданский Ту-154 был сбит зенитным ракетным комплексом С-200. Правительство Украины, до этого отрицавшее свою причастность к трагедии, принесло официальные извинения народу Израиля (большинство пассажиров были израильтянами) и спустя два года выплатило семьям погибших по 200 тысяч долларов. Однако Киев так до конца и не признал свою вину. В 2008 году экспертиза, проведенная Украиной, пришла к заключению, что самолет не был сбит ракетой, а украинские суды на основании этого несколько раз отказывали авиакомпании "Сибирь" в компенсации ущерба.



17.07.2014 Boeing 777

Рейс Амстердам - Куала-Лумпур

Идет расследование инцидента

298 погибших

17 июля 2014 года малайзийский Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, летевший рейсом MH17 по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур, взорвался в небе над Донецкой областью Украины. Находившиеся на борту 283 пассажира и 15 членов экипажа погибли.

Boeing 777 вылетел из амстердамского аэропорта Схипхол в 10:14 и должен был прибыть в пункт назначения в 6:10 по местному времени. Однако в 14:15 связь с самолётом пропала, примерно в 50 километрах от украинско-российской границы. Лайнер был сбит, пролетая над зоной боевых действий во время гражданской войны в Украине.


Останки самолёта обнаружили горящими на земле неподалеку от украинского города Торез. Обломки Boeing были разбросаны на площади, превышающей 15 квадратных километров.


Власти Украины заявили, что самолет был сбит с земли ополченцами донецкой области. Ополченцы, в свою очередь, обвинили в трагедии Киев. В СНБО Украины выдвинули версию, что Boeing 777 был сбит с территории России. Однако после подробного отчета Росавиации, который был передан международным экспертам, обвинения были сняты.

9 сентября Совет по безопасности Нидерландов опубликовал предварительный доклад о причинах крушения Boeing 777 на Украине. Согласно документу, лайнер рухнул из-за "разрушения, вызванного попаданием в самолет множества внешних объектов". Характер разброса обломков говорит о том, что лайнер развалился еще в воздухе. Совет по безопасности Нидерландов отметил, что для окончательного установления причин падения авиалайнера потребуется дополнительное расследование, полный доклад будет опубликован в течение года.

Главное сегодня
Люди несут цветы в память о погибших в авиакатастрофе в Донецке
Люди несут цветы в память о погибших в авиакатастрофе в Донецке
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ