Прощание с Юрием Любимовым пройдет в Театре Вахтангова

Теги:  Культура  смерть  режиссер  любимов

Прощание с режиссером Юрием Любимовым пройдет в Театре имени Вахтангова. Об этом сообщил директор театра Кирилл Крок. По его словам, о времени прощания будет сообщено позже. Ранее глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков сообщил, что организацию похорон возьмут на себя власти столицы. Юрий Любимов скончался в воскресенье на 98-ом году жизни.

Режиссер, актер, педагог. Один из реформаторов российского театра. По его собственным подсчетам, Любимов отдал ему 80 лет жизни.  Все началось в далеком 1935 году на сцене МХАТ, где еще, будучи студентом студии, он сыграл роль мальчика-парикмахера в пьесе "Мольба жизни". Окончание учебы совпало с началом войны. Тысячи выступлений на передовой. И лишь в 46-м - возвращение в театр. На этот раз в труппу вахтанговского.  И там же 13 лет спустя режиссерский дебют по пьесе Галича "Много ли человеку надо". Одновременно Любимов преподает в родной Щуке. И в 1963 году со своим курсом ставит спектакль "Добрый человек из Сезуана". Так рождается легендарная Таганка.

Почти 20 лет люди стояли в кассы ночи напролет, чтобы достать заветный билет. А улицы перед премьерами патрулировала конная милиция.

Каждый спектакль - открытие, разрушение канонов и борьба. Юрий Любимов никогда не ставил перед собой задачу пройти через цензуру. Решил для себя - пусть каждый делает свое дело. "Власть по себе, я по себе. Да вообще ее в искусстве не должно быть", - говорил он.

Власть не простила. Сначала попадают под запрет спектакли "Высоцкий" и "Борис Годунов". Потом режиссера высылают из страны. Он возвращается лишь в 1989 году, чтобы снова жадно взяться за работу. Каждый сезон по нескольку премьер. Работа на износ и для себя, и для актеров. По-западному жесткий стиль работы Любимова не всем по нраву. Первый конфликт случился в начале 90-х. Режиссер начинает практически с нуля: новая труппа, молодые актеры. Ему так проще и комфортнее. Лепить под себя и видеть результат.

"Театр никогда не может сложиться. Он как живой человек. Он болеет, выздоравливает. Это опять такие штампы наши. Мы живем в штампах СССР. И головы у нас остались те же. Нам трудно это изживать. Не театру, а всей стране", - сокрушался режиссер.

Человек без компромиссов, требовательный к себе и другим. Таким Любимов был всегда. И когда понял, что в родном театре его перестали понимать, не задумываясь, ушел. Комментируя свое решение, был внешне спокоен и только близкие знали, чего ему это стоило. 

"Для меня театр закончился этот. И возврата к этому нет. В такой атмосфере я не могу работать, если труппа не желает и вяло работает. Опаздывает, просыпается, а я сижу и жду их каждый раз по полчаса, чтобы они очнулись и, наконец, поняли, что надо прийти и работать". – говорил Любимов.

К счастью, личности масштаба Любимова востребованы всегда. И новые спектакли появились через время необходимое лишь для репетиций. Любимов не был бы Любимовым, если бы вновь не удивил: поставил "Князя Игоря" в Большом. И, возвращаясь к истокам, "Бесов" в Вахтанговском. И продолжал то, что любил всю жизнь: преподавать, лепить из глины, как сам он говорил, новые таланты.   

Главный инструмент режиссера - голос - Любимов дополнил фронтовым трехцветным фонариком. Его актеры боялись едва ли не больше любимовского крика. Зеленый что на Таганке, что в других театрах, светил крайне редко. Чаще красный - недоволен. А если уж совсем плохо - сам выходил на сцену.

Соболезнования родным и близким Юрия Любимова выразили президент Владимир Путин, премьер Дмитрий Медведев, мэр Москвы Сергей Собянин. Прощание состоится в театре имени Вахтангова. Все расходы на организацию похорон взяли на себя столичные власти. 

Другие новости

В других СМИ