Эксперты: россияне не спешат отказываться от путешествий

Теги:  Общество  туризм  россия

Конфликт компании TEZ Tour и самого крупного российского авиаперевозчика "Аэрофлота" переполошил на этой неделе и путешественников, и представителей турбизнеса. На некоторое время оператор оказался отключённым от системы бронирования билетов. Вкупе с ростом курсов доллара и евро это заставило экспертов говорить о возможном серьёзном кризисе - компании лишатся выручки, кредиты отдавать будет нечем. Останутся ли москвичи на Новый год дома? И не рухнет ли туристический рынок?

Конфликт двух гигантов на фоне кризиса туристической сферы не мог пройти незамеченным. Первые мысли - неужели TEZ Tour отключили за долги? По словам генерального директора, долгов у них нет и не может быть, у данного перевозчика строгая система предоплаты и финансовых гарантий. Однако туроператор решил сократить объемы бронирования билетов - рейсы "Аэрофлота" в Бангкок и Пхукет больше не пользуются былым спросом.

"В условиях нынешнего туристического рынка, когда мы наблюдаем двукратное снижение объемов, мы не готовы прогарантировать "Аэрофлоту" заполнение его объемов на чартерных программах в зимний период. Что мы перевезем прошлогоднее количество туристов. Народ решил поэкономить и посмотреть, что будет, отложить, быть может, на черный день", - рассказал генеральный директор компании TEZ Tour Владимир Каганер.

Авиаперевозчик ситуацию не прокомментировал. Но к пятнице инцидент уже был  исчерпан. По некоторым данным, все дело в 30-миллионной текущей задолженности. По словам туроператора, это не долг, а лишь формальная часть финансовых гарантий. После оплаты TEZ Tour вновь подключили к системе бронирования. Однако снижение спроса на туры от 30 до 50 процентов - это уже факт. Во-первых, из-за летней череды банкротств подорвано доверие к турбизнесу. Во-вторых, скачки валют снижают покупательную способность россиян в сфере загрантуризма.

"Рубль с начала года в бивалютной корзине подешевел уже более, чем на 30 процентов. Доллар - более чем на 40. И стоимость зарубежного отдыха для российского покупателя очень сильно увеличилась. Все эти сложности, которые мы переживаем, - спад в экономике, падение доходов, - будет падать в целом туристический траффик, но больше всего пострадает, конечно, зарубежный туризм", - говорит финансовый аналитик Максим Клягин.

В августе-сентябре 2014 года российский туристический рынок пережил настоящий шок — из-за финансовых проблем закрылись 16 крупных туроператоров. По официальным данным Ростуризма, пострадали 65 тысяч человек. Туроператоры оценивают эту цифру в два раза больше: только от банкротства компании "Лабиринт" - 57 тысяч, от закрытия "Невы" — еще 30. Если бы вместе с "Невой" не разорилась и ее страховая компания, люди бы получили стопроцентные компенсации, считают в Ассоциации туроператоров. А так остались и без отдыха и без денег. Однако ни туристу, ни турагентству застраховать себя от разорения своего страховщика просто невозможно.

Впрочем, в работе столичных турфирм тоже выявлены многочисленные нарушения. По данным прокуратуры, некоторые выдавали пакет документов меньше чем за сутки, устанавливали штрафные санкции за отказ от путевок, выставляли цены не в рублях, а в евро, пытаясь заработать на курсе. Заведено шесть десятков административных дел.

Однако кризис сейчас наблюдается не только среди пакетного туризма. Сайты по продаже билетов констатируют рост спроса на внутренние рейсы, а заграничные поездки люди перестали оплачивать за год вперед.

Люди больше не загадывают далеко вперед, но и от путешествий отказываться не спешат. Иными словами, несмотря на экономическую нестабильность и не самые оптимистические прогнозы для туристической отрасли, российские путешественники вряд ли оставят индустрию без доходов. Для многих наших соотечественников впечатления были, есть и будут дороже денег.

Кристина Одиноченко, Марина Глебова, Александр Савин, Андрей Пашутин. "ТВ Центр". 

Другие новости

В других СМИ