В Москве открывается первая в истории выставка Пауля Клее

Теги:  Культура  выставка  музей  искусство  москва

В Москве впервые в истории открывается выставка работ знаменитого художника-авангардиста Пауля Клее. Она приурочена к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Мастер работал в разных стилях и техниках. И при этом всю жизнь следовал своему кредо: "Ни дня без линии".

"Ни дня без линий" – название выставки это практически девиз художника. После себя Пауль Клее оставил более девяти тысяч работ. Из них всего три картины находятся в собственности Пушкинского музея. Сегодня они тоже здесь, но не в окружении произведений авангардистов того времени - как выставляются обычно, - а рядом с другими полотнами мастера. 
В Москву из Швейцарии доставили более 150 экспонатов. И не только картины - ещё и личные вещи художника. Палитра из раковины, синяя чашка и, конечно, кисти. Прежде, чем поместить под стекло, каждый предмет был тщательно осмотрен, ведь в произведение искусства превращалось все, чего касалась рука мастера. 
"Он создавал очень органичный мир, настоящую вселенную. Все начинало крутиться вокруг его искусства. Предметы из его мастерских не исключение. Когда он творил – каждому предмету, которым он окружал себя – палочка для размешивания, кисточка, чашечка – он давал имена. Он одухотворял эти предметы и делал их своими помощниками", - рассказал старший научный сотрудник, хранитель музея изобразительных искусств им Пушкина Алексей Петухов.
А ведь близкие считали, что Клее будет великим музыкантом. Он виртуозно играл на скрипке, но композитором так и не стал, объяснив это тем, что миру вполне достаточно Моцарта и Баха. Однако именно музыка стала главным мотивом его творчества. Цвета и образы складывались у него в своеобразную мелодию.
"Он использовал различные техники, различные материалы, он вообще любил экспериментировать. Он мог писать на гипсе акварельными красками. В основном работал он на бумаге и гораздо в меньшей степени прибегал к масляной живописи. Ему было все равно, чем и как, главное что!" – отметила куратор выставки Фабьенн Эггльхёфер.
В своем дневнике Клее так и пишет – важно изображать не предмет, а ощущения по отношению к этому предмету. Каждый из семи залов выставки посвящен знаковым периодам в жизни и творчестве художника. Проходя по ним видно, как с возрастом реализму отводится все меньше места. Но это не мешает разгадать, задумку художника. 
"В этом зале мы разместили работы, которые были написаны после 1933 года, когда он бежал от нацистского режима из Германии обратно в Швейцарию, в Берн. В Берне он вел достаточно изолированный образ жизни, но, тем ни менее, очень активно работал. И эти работы, которые здесь представлены, они отображают его состояние", - рассказала куратор выставки Фабьенн Эггльхёфер.
Тогда Клее напишет: "Чем ужаснее мир, тем абстрактнее искусство". В этом зале – рассказ о грусти и одиночестве. Большинство друзей уехали в Америку, близкий товарищ – Василий Кандинский – эмигрировал во Францию. Все, что остается художнику, – творить. В последний год жизни он написал больше тысячи картин. 
Марина Карахончева, Владимир Черных, Андрей Талалай, Арсений Лариохин. "ТВ Центр".

Другие новости

В других СМИ