В Москве достроили Алабяно-Балтийский тоннель

Теги:  Москва  строительство  тоннель

На этой неделе забрезжил свет в конце тоннеля - Алабяно-Балтийского. Работы на этой без преувеличения "стройке десятилетия" практически завершены, осталось уладить формальности, и можно будет запускать движение по второму рукаву. Проект этот – уникальный. Сложнейшие геологические условия, огромное количество коммуникаций, да ещё и ветка метро, движение по которой не останавливали.

Алабяно-Балтийский тоннель – стройка известная на всю Москву. Работы ведутся уже восемь лет и наконец-то подходят к своему завершению.

Фактически строительные работы завершены, и движение автотранспорта осуществляется, но пока только в одну строну – от улицы Алабяна в сторону Большой Академической улицы. Путь по тоннелю, длиной два километра, занимает всего несколько минут, но за этими минутами - годы тяжелейшего труда.

Алабяно-Балтийский тоннель – верх инженерной мысли. Никогда и нигде еще не строили дорожные объекты такой сложности. Глубина – 30 метров. Путепровод проходит под тоннелями Ленинградского и Волоколамского шоссе, Замоскворецкой веткой метрополитена и железнодорожными путями.

Работы под метротоннелем стали главным испытанием для строителей. Движение поездов не останавливалось ни на минуту. Сотни датчиков отслеживали малейшие смещения грунта - не больше двух сантиметров. Любые подвижки  могли привести к печальным последствиям.

Чтобы понять, в каких геодезический условиях работали строители, не нужно быть специалистом, здесь и по названию улиц все становится понятно: Песчаный переулок, Песчаная улица, Песчаная площадь. Не трудно догадаться, что почва тут зыбкая. Пришлось её укреплять - использовали метод струйной цементации. Сыпучий и нестабильный грунт превратили практически в скальную породу. А затем в дело вступили тоннелепроходческие комплексы. Строительство осложняли постоянные подтопления, ведь тоннель, кроме всего прочего,  проходит и  под подземной речкой Таракановкой.

Сейчас река заключена в бетонный коллектор, и проблем с ней не возникает. Чтобы не усложнять и без того непростое строительство, от искусственной циркуляции воздуха отказались, в пользу естественной - оставили открытые участки тоннеля. Контроль за безопасностью осуществляется из специального диспетчерского пункта. На протяжении всего маршрута установлены специальные карманы, средства связи, множество видеокамер и датчиков.

К объективным сложностям строительства добавился и субъективный фактор. У НПО "Космос" весной 2014 года возникли финансовые проблемы. Пришлось менять генподрядчика.  И теперь дело за малым - оформлением документов.

"Идет физическая приемка документации, многие документы остались у старого подрядчика, многое приходится восстанавливать, буквально, как закончится оформление документов, будет пущена в эксплуатацию вторая часть", - сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Все эти усилия были бы бессмысленными, если не подготовить к увеличению транспортного потока логическое продолжение тоннеля. Большая Академическая улица тоже переживает значительные изменения. В каждом направлении добавится по одному ряду движения, всего будет шесть полос. Уже виднеются очертания Михалковского тоннеля, не такого большого как Алабяно-Балтийский, но не менее необходимого. Подземный участок будет проходить как бы в металлическом коробе, и его еще  дополнительно укрепят резиновыми блоками. Такую изоляцию применяют впервые.

Улица Большая Академическая и Алабяно-Балтийский тоннель станут частью Северо-Западной хорды. Магистраль длиной в 29 километров пройдет от Сколковского до Ярославского шоссе и соединит северные и южные районы Москвы, минуя перегруженный центр. Полностью масштабный транспортный проект закончат не раньше следующего года.

Виктор Прокушев, Наталья Тарасова, Максим Панкин. "ТВ Центр".

Другие новости

В других СМИ