Фронтовики Смирнов и Катин-Ярцев: слава актеров "второго плана"

Теги:  Культура  театр  война  актер  кино  история  россия  TVC.RU  Юбилейный год Победы  текст

Алексей Смирнов и Юрий Катин–Ярцев решили стать актерами еще до войны, и, хотя у обоих из них главных ролей в кино было не так уж и много, они запомнились зрителям своей искренностью, обаянием и колоритной внешностью. А война сыграла свою, трагическую, роль в их судьбах. Как и в судьбах всего того, военного, поколения.

Юрий Катин–Ярцев: в белом венчике волос
Юрий Катин-Ярцев был больше театральным актером. Зрители запомнили его по детскому фильму "Приключения Буратино", где его героем стал добрый весельчак Джузеппе – Сизый нос. Именно в 70-ые годы, будучи уже далеко не молодым человеком он начал активно сниматься в кино - на его счету более 100 киноролей, свыше 70 - на телевидении. А театральная карьера Катина-Ярцева прошла в театре на Малой Бронной, куда он поступил после окончания Щукинского училища, и в котором проработал до конца жизни. 
Театром Юрий Катин-Ярцев "заболел" еще в раннем детстве. Рано оставшись без отца, он воспитывался матерью и дедом. Мальчишкой зарабатывал тем, что писал под диктовку деда письма и все свои небольшие "гонорары" тратил на книги. С ранних лет маленький Юра посещал сразу две театральные студии: при Дворце культуры автозавода имени Сталина, позже ставшей Народным драматическим театром ДК ЗИЛ, ею в течение 40 лет руководил знаменитый режиссер Сергей Штейн, и во Дворце художественной самодеятельности детей Советского района под руководством режиссера Иосифа Шидло, ученика Мейерхольда. В 1939 году 18–летний Юрий с первого раза поступает в театральное училище при театре Вахтангова, и, спустя месяц после начала занятий, уходит в армию. Демобилизоваться Катин–Ярцев не успел – началась Великая Отечественная война. 

Он служил в железнодорожных войсках, сначала на Дальнем Востока, а потом на Воронежском, 1–ом и 4–ом Украинском фронтах, участвовал в боях на Курской дуге. Но и в самые тяжелые дни он не забывал о театре – выступал в клубах, ставил с сослуживцами спектакли и концерты, а также читал однополчанам книги. Он даже вел дневник, в котором записывал все, что прочитал, а читал он запоем: Достоевский, Данилевский, Ибаньес, Майн Рид…
Но война есть война… В личном деле старшего сержанта 63–го железнодорожного батальона Катина–Ярцева осталась следующая запись: "Старший сержант товарищ Катин–Ярцев за время пребывания в батальоне показал себя дисциплинированным и требовательным командиром. Умело нацеливает личный состав отделения на досрочное выполнение приказ–задания командира роты. Работая комсоргом роты, проводит большую разъяснительную работу среди личного состава для обеспечения досрочного выполнения приказов командования". Он имел награды, среди которых орден Красной Звезды.
… Вернуться в училище Юрий Катин–Ярцев смог лишь в 1946 году, после демобилизации. В нем еще работали ученики Евгения Вахтангова и была особая вахтанговская атмосфера. Юрий Васильевич сразу же с головой окунулся в этот мир, как будто не было семи лет в солдатской шинели. По словам однокурсника Катина–Ярцева Ивана Бобылева, большинство студентов–фронтовиков не знало, как перейти от войны к новой жизни: "Ту жизнь, которая была до войны, мы забыли, а эту мы еще не понимали. И Юра сразу стал лидером среди нас".

После окончания "Щуки" в 1950 году он решил не расставаться с alma mater и одновременно с работой в театре занялся преподавательской работой. В 1981 году Юрию Катину-Ярцеву присвоено звание профессора. Многие годы он считался лучшим преподавателем кафедры актёрского мастерства – по воспоминаниям бывших студентов, среди которых много известных, любимых зрителями актеров, невысокий, сухой, с белым пухом волос вокруг макушки, он вызывал трепетное поклонение среди учеников. О его занятиях говорили как о курсах с самой плохой дисциплиной, но с самой высокой работоспособностью. Прогульщиков он обязательно журил, но всегда радовался, если студент начинал оправдываться: "Раз хорошо врет, значит будет хорошим артистом". При этом его прямота и собственная точка зрения не всегда были удобны руководству училища, которому Катин-Ярцев посвятил всю свою жизнь. 
"Юра Катин-Ярцев, Юрий Васильевич - человек уникальный и светлый, почти обожествленный. В нем было что-то от ангелов: лысая голова, огромные детские глаза и влюбленные взгляды на всех, кто его окружает, с кем он работал, дружил. Он был уникальной личностью, потому что, не занимая ведущих ролей ни в кино, ни в театре, он был светлый какой-то, ангельской души. Он первые годы в театре не так уж много работал, не такие уж большие роли играл, но очень был счастлив, когда ему предлагали какой-нибудь эпизод. Великое счастье, что ему встретились на пути и большие, крупные и замечательные работы", - говорил сокурсник Юрия Васильевича Михаил Ульянов.
Алексей Смирнов: через тернии к звездам
"Надо, Федя, надо" – эта реплика, как и многие другие фразы из киноновеллы "Напарник" "Операции "Ы" ушли в народ буквально после первых показов. А Алексей Смирнов, исполнитель роли верзилы, хулигана и тунеядца Феди, стал по-настоящему народным артистом. Однако его путь к славе был сложен и тернист.  

Актерская карьера Алексея началась еще в конце 30-ых годов, после окончания театральной студии при Ленинградском театре музыкальной комедии. Но с началом Великой Отечественной войны Алексей и его брат добровольцами ушли на фронт. Он прошел всю войну, но закончить ее в Берлине ему не удалось – в одном из боев уже на территории нынешней Восточной Европы Алексей Смирнов был сильно контужен и после долгого лечения вернулся домой. 
В годы войны будущий заслуженный артист РСФСР командовал огневым взводом в 169-м минометном полку, дослужился до лейтенанта. Он не любил рассказывать о своих подвигах: "Ну, служил, ну, есть какие-то награды - так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал", - говорил он. Однако о подвигах военнослужащего Алексея Смирнова можно прочитать в его наградных листах: "20 июля 1944 года в районе высоты 293.0 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием. Огнём из винтовки и автоматов батарея отбила нападение немцев. На поле боя осталось 17 гитлеровцев, Смирнов лично взял в плен 7 гитлеровцев".  Алексей Смирнов получил 11 боевых наград, среди которых ордена Славы II и II степени, орден Красной Звезды, медали "За отвагу" и "За боевые заслуги"!

В 1946 году Алексей Смирнов вернулся на сцену – его приняли в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии, где несколько лет он играл лишь в массовках. Ситуация переменилась, когда на гастролях в одном из городов актер, заметив группу военных и узнав в одном из них маршала Жукова, направился к нему и отрапортовал: "Товарищ маршал, разрешите доложить: лейтенант Алексей Смирнов!" "А что сейчас делаете?" – поинтересовался Жуков и пообещал прийти вечером на спектакль. После спектакля Алексей Смирнов был приглашен на банкет к маршалу. Так коллеги узнали о его военных заслугах. А в театре ему начали доверять роли второго плана…
Уже к концу 50-х годов слава актера-комика с колоритной внешностью дошла до кинематографа. Фильмы с его участием имели оглушительный успех, однако сам Алексей Макарович тяготился амплуа комика. Свою первую драматическую роль Петра I он сыграл в спектакле по пьесе-сказке "Табачный капитан" еще в 50-ые годы. "Все восхищались, когда Смирнов играл драматические роли. До сих пор его Петра Первого никто не может переиграть", - вспоминал много позже директор Театра музыкальной комедии. Говорят, у него был очень хороший голос, но он никогда не занимался вокалом. Он много читал и много знал. К сожалению, в силу жизненных обстоятельств, Смирнов ушел в кино, где режиссеры, казалось, не замечали таланта актера, делая ставку лишь на внешность. 

По воспоминаниям, работать с Алексеем Смирновым был очень легко – он безоговорочно выполнял все установки режиссера, легко соглашался на любые трюки, даже купался в ледяной воде, если того требовала роль. Он был одним из самых популярных комиков Советского Союза, хотя, по-видимому, это его удручало – он мечтал о драматических ролях. Внимание и любовь зрителей были ему, безусловно, приятны, но никакой "звездности" у него никогда не было. Большой, неловкий, стеснительный и очень добрый - около него всегда крутились дети, он мастерил им игрушки… Из-за контузии он остался одиноким – не захотел своими проблемами обременять любимую женщину. И до конца жизни жил вместе со старенькой мамой в маленькой коммуналке в Ленинграде.
В 1968 году Алексей Смирнов снялся в картине "Разведчики", где сыграл разведчика Василия Сигаева, который погибал, прикрывая отход своих товарищей. А еще через шесть лет вышла картина "В бой идут одни "старики" Леонида Быкова - они познакомились и подружились еще в начале 60-ых. Роль механика Макарыча стала одной из самых главных из его почти 100 работ в кино, раскрыла его подлинный талант – талант драматического актера. А ведь его поначалу не хотели утверждать на эту роль – в Госкино опасались, что все будут смеяться, вспоминая о Феде из "Операции "Ы". Фильм имел огромный успех - за четыре месяца картину посмотрели больше 44 миллионов зрителей…

…Позже те же чиновники от кино не позволили Алексею Смирнову сняться в следующем фильме Леонида Быкова "Аты-баты, шли солдаты…"
Юлия Грохлина. TVC.RU

Новости по теме Юбилейный год Победы

Другие новости

В других СМИ