Большой адронный коллайдер запустили со второй попытки

Теги:  Наука  франция  ученые  швейцария  коллайдер

Новая попытка разгадать тайну создания Вселенной. На границе Франции и Швейцарии вновь запущен Большой адронный коллайдер. Его модернизация велась два года. На это время самый дорогостоящий за всю мировую историю эксперимент ученым пришлось приостановить. Ввести коллайдер в строй удалось только со второй попытки, но результаты уже обнадеживают.

Два года работы лучших физиков мира, и Большой адронный коллайдер готов к выполнению новых задач. Все системы проверены, мощность усилена вдвое. Правда, перед самым рестартом возникли проблемы с электропроводкой – из-за короткого замыкания перезапуск пришлось отложить. Две недели ремонта, и первый пучок протонов промчался по 27-километровому подземному туннелю на границе Франции и Швейцарии, сообщает "ТВ Центр".
"Только что нам удалось провести первый пучок протонов по ускорительному кольцу против часовой стрелки и 25 раз изменить его траекторию. Это уже большой успех", - считает инженер Лорет Понс.
Дословно коллайдер – это "сталкиватель". Пучки протонов разгоняют до скорости, близкой к скорости света. Сначала в одном направлении, затем навстречу друг другу. Столкновение – взрыв – выделение колоссальной энергии. Примерно тот же сюжет, что описывает в учебниках происхождение Вселенной "Теория большого взрыва". В этот момент и происходят самые важные открытия. Первое место в их длинном перечне открытие бозона Хиггса - последней найденной частицы так называемой "стандартной модели". Настоящий прорыв в науке последних лет. Предсказавший её британец Питер Хиггс сразу стал Нобелевским лауреатом – событие редчайшее. Но главные открытия впереди.
"Дальше мы намерены продолжать корректировать траекторию пучка протонов так, чтобы он делал многократные повороты. Мы попробуем запустить другой пучок в другом направлении и спровоцировать их столкновение", - рассказал представитель Европейской организации по ядерным исследованиям Пол Кольер.
Одна из главных целей масштабной модернизации – энергия столкновения пучков протонов повышена с восьми до 13 тераэлектронвольт. Азарт учёных связан с поиском глюино-суперсимметричных частиц, выявление которых станет первым подтверждением существования "тёмной материи", из которой, как полагают, и состоит по большей части Вселенная.
Кирилл Парменов. "ТВ Центр".