СКР: Варшава затягивает расследование трагедии под Смоленском

Теги:  Следствие  скр  авиакатастрофа  польша  россия

В пятницу исполняется пять лет со дня авиакатастрофы под Смоленском, в которой погибло почти всё руководство Польши во главе с президентом Лехом Качиньским. На траурные мероприятия на место трагедии приедет делегация из Варшавы. Предварительная причина крушения — плохие метеоусловия и отказ экипажа приземлиться на запасном аэродроме. По данным бортовых самописцев, сесть под Смоленском пилотам приказал глава ВВС Польши, находившийся в кабине. Но точка в расследовании не поставлена до сих пор.

Более 400 томов уголовного дела и 1,5 тысячи экспертиз — основная часть работы по выяснению причин катастрофы польского самолета выполнена, заявляют в Следственном комитете России. И добавляют: вынесение окончательного решения по уголовному делу пока невозможно, так как Варшава до сих пор не ответила на все запросы российской стороны. И, по сути, затягивает расследование трагедии, унесшей жизни 97 человек, сообщает "ТВ Центр"
"Причиной крушения самолета стала совокупность факторов. Это, во-первых, непринятие экипажем при отсутствии погодных условий для посадки на аэродроме, своевременного решения об уходе на запасной аэродром. Также снижение до высоты значительно ниже установленной минимальной высоты ухода на второй круг. То есть, 100 метров. И отсутствие должной реакции при многократном срабатывании системы предупреждения приближения земли", — заявил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин. 
Аналогичная информация содержится и в отчете о результатах технического расследования Межгосударственного авиационного комитета. Его МАК обнародовал еще в январе 2011 года. И даже пошел на беспрецедентный шаг — опубликовал полностью записи переговоров диспетчеров смоленского аэродрома. Из расшифровки следует — диспетчеры предупреждали пилотов о плохих метеоусловиях и предлагали уйти на второй круг. Приземлиться на запасном аэродроме в Минске или Витебске, что было бы безопаснее всего, летчики побоялись. В этом случае президент Качиньский мог не успеть на мероприятие, посвященное 70-летию трагических событий в Катыни. В итоге, посадкой самолета руководил глава ВВС Польши Анджей Бласик. Вопреки правилам, он находился в кабине пилотов. 
"Присутствие главнокомандующего ВВС республики Польша в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска. По результатам судебно-медицинской экспертизы, в крови главнокомандующего ВСС обнаружен этиловый алкоголь концентрацией 0,6 промилле", — отметила председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина. 
Россия передала Польше копии записей бортовых самописцев. Местные эксперты с помощью недавно появившихся технологий расшифровали еще часть информации. На днях их выводы опубликовала польская радиостанция. Новые данные подтверждают — в последние минуты полета к пилотам постоянно заходили посторонние лица. В том числе, и глава протокола польского МИД. В записи также фигурируют разговоры о распитии неустановленными людьми пива в кабине и попытках, скорее всего, экипажа добиться тишины.
Командир самолета: "Господин директор, появился туман. При таких условиях мы не сможем приземлиться. Попробуем подойти, сделаем один подход, но, скорее всего, ничего из этого не получится". 
Глава протокольной службы Польши: "Будем пытаться, пока не получится".
Командир: "Нам бензина не хватит до тех пор, пока не получится. Можем полчаса повисеть и уходим на второй запасной".
Польская военная прокуратура, с одной стороны, в конце марта, вроде бы признала, что главной причиной катастрофы стали неверные действия экипажа. С другой, предъявила обвинение и двум российским диспетчерам — якобы они создали опасную ситуацию и довели дело до катастрофы. И это, несмотря на наличие записей, подтверждающих, что это пилоты проигнорировали все предупреждения. Особо одиозные польские деятели не стесняются придавать трагедии политическую окраску, раз уж не вышло обвинить Россию в авиакатастрофе напрямую.  
"Это элемент, не хочу сказать политического давления, но элемент политики, что спустя пять лет после завершения всех необходимых процедур исследования обломков самолета в России, они до сих пор не в Варшаве", — заявил министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына. 
На днях крупнейший в Германии таблоид Bild опубликовал интервью с журналистом Юргеном Ротом. Он утверждает, что офицер российской ФСБ подложил несколько тротиловых зарядов на борт президентского лайнера. 
То, что в официальных докладах российской и польской сторон говорилось, что на обломках самолета не было обнаружено следов взрывчатки, ни интервьюера, ни его визави совершенно не смутило.
Лилия Попова, Алексей Поляков. "ТВ Центр".

Другие новости

В других СМИ