Первый фронтовой высотный истребитель МиГ-3

МиГ-3 — советский высотный истребитель времен Великой Отечественной войны, созданный конструкторской группой Артема Микояна и Михаила Гуревича. Именно на МиГ-3 был совершен первый воздушный таран.

В 1938 году в конструкторском бюро Поликарпова создается скоростной моноплан И-180. Однако при проведении первого испытательного полета нового истребителя на Центральном аэродроме погибает Валерий Чкалов. Это обстоятельство бросает тень на самолет и на монопланную схему в целом. Но Поликарпов не спешит расставаться с данным типом истребителей, упорно выжимая из двукрылых конструкций последние запасы летных характеристик. Доводы в пользу бипланов достаточно веские – высокая маневренность, простота управления, лояльность к ошибкам пилотирования. Однако ограничение по максимальной скорости все же заставляет инженеров искать новые решения.

МиГ-1

Конструкторским бюро было поручено заняться скоростными и хорошо вооруженными истребителями. Целью являлось создание самолета, который по всем параметрам превосходил бы истребители люфтваффе. Эскизный проект новой машины – И-200 был готов к ноябрю 1939 года.

В основу конструкции И-200 положено четкое разделение самолета на законченные конструктивные и производственные агрегаты. Отъемные консоли, разъемный фюзеляж и одностоечное шасси с достаточно простой кинематикой позволяли обеспечить параллельную сборку агрегатов на разных стендах и удобную сборку на конвейере. Небольшое количество весьма простых соединений позволяло легко и быстро заменять неисправные части даже в полевых условиях.

Самолет получил двигатель АМ-35А мощностью 1350 лошадиных сил. Максимальная скорость истребителя на высоте 7000 метров – 628 километров в час, дальность полета – 784 километров. В перегрузочном варианте с бомбами самолет можно было применять как штурмовик, а с подвесными баками – как истребитель сопровождения.

Первый вылет нового самолета состоялся 5 апреля 1940 года. И-200 был единственным истребителем, прошедшим госиспытания с первого раза. За время заводских и государственных тестов не было потеряно ни одного самолета и ни одного летчика.

С весны 1941 года новый истребитель, получивший название МиГ-1 (истребитель Микояна и Гуревича первый), поступил на вооружение советской армии. Всего было изготовлено 100 самолетов первой серии. Однако в процессе эксплуатации выявились несовершенства МиГ-1. Устранение недостатков привело к появлению модифицированного самолета, получившего название МиГ-3 и сменившего в серийном производстве МиГ-1 в декабре 1940 года.

МиГ-3

Постановлением СНК от 2 октября 1940 года принято решение об увеличении дальности полета всех внедряемых в серийное производство и вновь проектируемых истребителей. В связи с этим в ОКБ Микояна и Гуревича на основе МиГ-1 был создан одномоторный, одноместный, высотный истребитель-перехватчик МиГ-3. 20 декабря 1940 года новый самолет полностью сменил МиГ-1 в серийном производстве.

МиГ-3 получил мотор АМ-35А взлетной мощностью 1350 лошадиных сил. Время виража составляло 26-27 секунд. Несмотря на значительный взлётный вес - 3350 килограммов, скорость МиГ-3 на высоте 7000 метров достигала 640 километров в час. Для своего времени это была наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолетах. На высоте более 6000 метров самолет Микояна и Гуревича был по маневренности лучше других истребителей. Но при этом скороподъемность машины ухудшилась, и высоту 8000 метров самолет стал набирать на 1,71 минуты дольше. Также недовольство испытателей вызвала плохая приемистость мотора АМ-35А.

МиГ-3 имел передовое для своего времени оснащение. На нем, первом из серийных советских истребителей, было установлено кислородное оборудование, которое располагалось в кабине и состояло из прибора КПА-3бис, баллона на 4 литра, маски со шлангом.

На вооружении истребителя находились два синхронных пулемета ШКАС калибра 7,62 миллиметра и один синхронный пулемет БС калибра 12,7 миллиметра. Они были установлены неподвижно в передней части фюзеляжа над мотором. Под крыльями предусматривались четыре пары бомбодержателей. На внутренние подвешивались по две бомбы калибром по 100 килограммов, на внешние - две бомбы по 50 килограммов. Также имелась возможность установки неуправляемых реактивных снарядов РС-82.

Летом 1941 года для обеспечения лучших летных характеристик истребителя МиГ-3 на малых высотах, на машине был установлен двигатель АМ-38 взлетной мощностью 1600 лошадиных сил. Также на нем были установлены две синхронные пушки ШВАК калибра 20 миллиметров.

МиГи понесли наиболее ощутимые потери в первые дни войны. Из 917 самолетов пяти западных округов через двое суток остались лишь 234 машины. Наибольший урон был нанесен девятой смешанной авиационной дивизии. В ее расположении накануне войны находилось 37 самолетов МиГ-1 и 196 МиГ-3 – к 25 июня дивизия потеряла все истребители, успев сбить 85 машин люфтваффе.

Именно на МиГ-3 был совершен первый воздушный таран. 22 июня 1941 года в 4:15 утра после первых выстрелов по врагу у младшего лейтенанта Дмитрия Кокорева замолчали пулеметы (по некоторым данным, на машине вовсе отсутствовали боеприпасы). Пилот, не видя другого выхода, пошел на таран и винтом отрубил киль стабилизатора самолета противника, после чего Кокорев благополучно посадил поврежденный МиГ-3. Впоследствии лейтенант сбил еще пять немецких самолетов, 12 октября его МиГ попал под зенитный обстрел, летчик погиб.

МиГ-3 использовался на фронте в различных вариантах. Его основные качества – большой потолок в 12 тысяч метров и скорость на высотах более 5000 метров позволяли советским пилотам успешно вести бои с бомбардировщиками и разведчиками люфтваффе. Однако МиГ-3 был недостаточно освоен строевыми летчиками, переучивание большинства их еще не было завершено, и возможности самолетов не всегда использовались. Он нашел себе применение как высотный ночной истребитель в системе ПВО, где его большой потолок и скорость на высотах были решающими. Так МиГ-3 в основном и применялся до конца войны, в частности, охраняя столицу.

МиГами было полностью или частично перевооружено 16 авиаполков. Всего Красная Армия получила 3172 самолета МиГ-3. На этом же самолете в начале войны летал и одержал свою первую победу – сбил немецкий Ме-109Е – советский ас Александр Покрышкин.

Однако выпуск этих машин длился не долго. Проблема была в отсутствии двигателей. Авиамотор АМ-35А изготавливали на тех же заводах, что и АМ-38, идущий на комплектацию летающих танков Ил-2. В то время штурмовики были нужнее, чем истребители, по крайней мере, так решил председатель Государственного комитета обороны. "Нам нужны не МиГи, а Ил-2. Если завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Предупреждаю последний раз", - сообщил в телеграмме заводу Сталин. Получив послание, авиазавод принял решение прекратить производство МиГ-3 23 декабря 1941 года.

Новости по теме
Истребители МиГ-3 на подмосковном аэродроме
Истребители МиГ-3 на подмосковном аэродроме
Герой Советского Союза Захар Сорокин на своем МиГе перед боевым вылетом
 Герой Советского Союза Захар Сорокин на своем МиГе перед боевым вылетом
Звенья истребителей МиГ-3 над Ленинградом
Звенья истребителей МиГ-3 над Ленинградом
МиГ-1 (И-200). Разработан в ОКБ Микояна и Гуревича
МиГ-1 (И-200). Разработан в ОКБ Микояна и Гуревича
Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин
Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин
Советские летчики обсуждают тактику боя перед вылетом
Советские летчики обсуждают тактику боя перед вылетом
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ
 Rambler's Top100