В Москве восстановили один из лучших спектаклей Гедрюса Мацкявичюса

Теги:  Культура  театр  москва  память  спектакль

В понедельник 70 лет со дня рождения выдающегося режиссера и заслуженного артиста России Гедрюса Мацкявичюса. Знаменитого создателя нового жанра в театральном искусстве - пластической драмы. Постановки Мацкявичюса произвели фурор в конце прошлого века. В память о великом артисте ученики решили повторить один из его лучших спектаклей.

Возвращение Легенды. Вновь на сцене - история о жизни и смерти, любви и мести, о праве человека несмотря ни на что оставаться самим собой. И, конечно же, о нём - страстном, мятежном латиноамериканском Робин Гуде - Хоакине Мурьете, передает "ТВ Центр".

"Немножко такой диковатый, но диковатый в хорошем смысле, что он всё в себя вбирает, он воспитан - там очень красиво у Пабло Неруды написано, что он воспитан природой, воспитан там ручьями, камнями, и его самосознание - оно дает ему такой свежий взгляд на жизнь", - отметил актер Руфат Акчурин.

Это не просто свежий взгляд, это был настоящий театральный переворот. Гедрюс Мацкявичюс совершил его сорок лет назад. Создал загадочный новый жанр. Не драма, не балет, не мюзикл... Ни единого слова со сцены. Часть спектакля и вовсе - под музыку тишины. И кто бы мог подумать, что человеческое тело способно передать такую бурю эмоций. Мацкявичюс начал с "Преодоления" - спектакля, посвященного Микеланджело. И захватывало дух, когда оживали его знаменитые фрески в Сикстинской капелле.

"Это вот какое идет соединение, и поступает информация и человек материализует, это было настолько энергетически насыщено, что очень хотелось в них  участвовать", - рассказал народный артист России Виктор Раков.

Мацкявичюсу не составило труда оживить и поэзию Блока, Шекспира, и сказки Андерсена, и живопись Дега, Рериха или Петрова-Водкина."Где-то танцевальные моменты применялись, где-то чистая пантомима, где-то современная хореография, так называемый "модерн данс" - тогда у нас в стране еще этого не было, мы были одними из первых, кто пробовал в этой области на сцене", - говорит  Сергей Лобанков, режиссер-педагог по пластике, актёр "Театра пластической драмы" Гедрюса Мацкявичюса.

И как же им - ученикам и артистам Мацкявичюса, было обидно, что у нынешнего зрителя нет возможности увидеть этот театр. Ничего подобного в мире и сейчас не существует. И к юбилею Мастера они взялись за ремейк "Хоакина" - самого знакового его спектакля. Эрнест Мацкявичюс тоже выходил в нём на сцену еще ребёнком. В роли Ангела.

"Конечно, у отца было множество замечательных, глубоких, гениальных спектаклей. Но "Хоакин Мурьета" был визитной карточкой "Театра пластической драмы", с которого они начинали, собственно говоря, все свои гастроли. Он - народный, понятный всем, он яркий, он красочный!" – уверен Эрнест Мацкявичюс.

Абсолютную копию - понимали - сделать невозможно. Вот и получилась Легенда о Хоакине. Осталась многослойная, сложносочиненная, как и в любом спектакле Мацкявичюса, музыка - зажигательные чилийские, перуанские мелодии и песни. Изменили некоторые сцены, добавили визуальные эффекты. "В общем, источником для нас была, конечно, память. Но и может быть, гораздо более важным источником было ощущение современности", - отметил заведующий литературной частью  Вадим Щербаков.

Премьеру, конечно же, играют в Москве, в Театре киноактера. А дальше можно отправиться и по миру. Пластическая драма в этом смысле - идеальный гастрольный вариант. Никаких трудностей перевода. Универсальный язык эмоций понятен всем.

Другие новости

В других СМИ