Центр имени Грабаря впервые за 90 лет открылся для посетителей

Впервые за 90 лет и всего на два дня открыл свои двери для публики реставрационный центр имени Грабаря. Желающие могут наблюдать, как возвращают к жизни старые полотна. Особая гордость реставраторов - картина "Жертвоприношение Ифигении". Творение Жана Тасселя пострадало дважды: сначала от времени, а затем от пожара.

90 лет спасатели древностей и целители картин работали за закрытыми дверями. Впервые и только на два дня у обычных посетителей появился шанс попасть в закулисье мира реставраторов – на экскурсию в Центр Грабаря. Об этом сообщает "ТВ Центр".

"Такие тонкости мы здесь узнаем, которые мне даже не приходили в голову. Я всегда думала, что реставрация — это краски новые по старому. А оказывается, это старые краски, определенным образом сделанные. Очень интересно", - делится открытиями Инна Дягилева.

В старейшем реставрационном центре России рассказывают, пожалуй, самую удивительную историю спасения. Полотно французского художника Жана Тасселя "Жертвоприношение Ифигении" в прямом смысле прошло через огонь и воду. Картина попала в центр в 2008 году с потертостями и царапинами. Реставрация была почти окончена, когда в июле 2010 года случился пожар. Почти полностью выгорел верхний этаж, другие залило пеной и водой. Пострадали многие произведения искусства, картина Тасселя была практически уничтожена.

Реставраторам достался шедевр от пожара: белый прямоугольник. За копотью и разложившимся лаком изображение скрылось полностью. Кроме того, пострадал и сам холст. Полотно фактически разошлось по швам. Разрывы, вмятины, вздутия и грязь. Сдаться реставраторы не имели права: ведь это единственное произведение французского художника, которым обладают российские музеи. Разработали собственную методику, и буквально по сантиметрам возвращали краски, нанесенные почти четыре столетия назад.

"Тассель остался сам по себе в том виде, в котором он был. Он писал на своем холсте, вот он авторский холст, его грунт, его краски. То есть, это все принадлежит тем годам – картина прожила четыре века, и это все родное, авторское", - рассказывает художник-реставратор высшей категории, заведующая отделом реставрации масляной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного Центра имени академика И.Э. Грабаря Надежда Кошкина.

Над мифологическим сюжетом в человеческий рост – высота полотна почти два метра – реставраторы работали четыре года. В некоторых местах, где краска не сохранилась, оказались бессильны. Ведь специалисты не могут что-то дорисовывать.

"То, что потрачено, мы не имеем право восстанавливать, если полностью или частично красочный слой ушел, то мы оставляем, как есть. На картине должен быть виден только автор, а не реставратор", - говорит реставратор Центра им. Грабаря Василий Неустроев.

В соседних мастерских продолжают восстанавливать картины, пострадавшие во время пожара, а полотно Тасселя пока "отдыхает" после реставрации. Уже скоро картина вернется в Подмосковье, в коллекцию музея-усадьбы "Архангельское".

Главное сегодня
Экскурсия по центру имени Грабаря
Экскурсия по центру имени Грабаря
Реставрационный центр имени Грабаря
Реставрационный центр имени Грабаря
Тушение пожара в здании реставрационного центра имени Грабаря
Тушение пожара в здании реставрационного центра имени Грабаря
Реставрационный центр имени Грабаря
Реставрационный центр имени Грабаря
Экскурсия по центру имени Грабаря
Экскурсия по центру имени Грабаря
Реставрационный центр имени Грабаря
Реставрационный центр имени Грабаря
Реставрационный центр имени Грабаря
Реставрационный центр имени Грабаря
Центр имени Грабаря
Центр имени Грабаря
Экскурсия по центру имени Грабаря
Экскурсия по центру имени Грабаря
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ