Эксперты: Франция безуспешно ищет, кому продать "Мистрали"

Теги:  В мире  франция  корабль

Франция ищет нового покупателя для двух вертолетоносцев "Мистраль", построенных для России, но надежных кандидатов на приобретение кораблей пока нет, пишет International Business Times. Продажа "Мистралей" позволила бы уменьшить "окончательный счет" для французских налогоплательщиков, отмечает издание.

Ситуация вокруг "Мистралей", точнее, поведение Парижа, принимает уже явно трагикомичный оттенок. Сами французы пишут, что Елисейский дворец отменой поставки "Мистралей" в Россию не смог добиться своих целей и выставил всю Францию слабой и смешной".

Второй предусмотренный контрактом вертолетоносец класса “Мистраль” практически готов, на прошлой неделе "Севастополь" успешно завершил ходовые испытания в открытом море: с полным экипажем на борту, но без единого россиянина. Елисейский дворец отложил исполнение контракта на неопределенный срок. Жители судостроительного завода Сен-Назера, многим здесь лично довелось работать над “Мистралями”, до сих пор силятся понять своего президента.

Брат-близнец “Севастополя” — вертолетоносец “Владивосток”, на фоне которого теперь фотографируются приезжающие в Сен-Назер туристы, всем своим грозным профилем продолжает напоминать о нерешительности французской внешней политики.

Над трубой стоящего на приколе “Владивостока” поднимается дым. На поддержание жизнедеятельности российского вертолетоносца, который полностью готов к эксплуатации и ожидает решения своей судьбы, Франция тратит из своего кармана сотни тысяч, если не миллионы евро, подсчитать точнее пока никто не может, уже ходят слухи, что дешевле было бы корабли попросту затопить, но этого не позволят как минимум экологи, а разобрать их у Франции нет возможности. Прежде суда, построенные в Сен-Назере, демонтировались на верфях Хорватии, Индии, Бангладеш, но в таком случае счет вырастет уже до десятков миллионов евро и оплачивать его будет по-прежнему Франция.

Компания "Сифаль" с первых постсоветских дней занимается обслуживанием крупнейших франко-российских сделок. Перевод контракта на поставку “Мистралей”, адаптация проектной документации, подчиненные Жиля Реми помогали российским морякам и французским инструкторам понимать друг друга. Благодарственная грамота, стоящая на видном месте, подписана командиром корабля “Владивосток” — формально, по-прежнему российского.

В “Мистрали” Россия уже вложила миллионы. Франсуа Де Лабарр - единственный из французских журналистов, кто заполучил копии официальной переписки между Фийоном и Путиным, они оба тогда были премьер-министрами. В документах, датированных 20 июня 2011 года, российский аванс указан в размере 686 млн евро, но с тех пор были дополнительные расходы, и, по оценке источников, Россия внесла в общей сложности около 900 млн, правда, официально эта цифра не звучала.

"Мое внимание привлекло то, что первым французским предложением было возместить 780 миллионов евро, что меньше, чем то, что уже заплатили русские. Какими бы ни были переговоры, когда вы решаете не доставлять заказ, меньшее, что можно сделать, — вернуть аванс. Объективно, это нечестно. Поэтому вопрос звучит так: Франсуа Олланд ведет себя нечестно или просто некомпетентно?", - интересуется журналист "Пари Матч" Франсуа Де Лабарр.

Статья Де Лабарра называется “За кулисами фиаско”. Гипотезу о нечестности Елисейского дворца автор в итоге отвергает, объясняя все чередой административных ошибок: окружение Саркози, заключавшее контракт, было отстранено Олландом от сделки, человек, назначенный вести новые переговоры с Москвой, генеральный секретарь по обороне и нацбезопасности Луи Готье, перед первым раундом 30 марта этого года просто не успел изучить многотомное досье. По возвращении он тут же собрал рабочую группу в правительстве с вопросом: где взять миллиард двести миллионов евро. Столько, якобы, потребовала Москва за разрыв контракта.

Главной целью французских переговорщиков было выкупить у Москвы сертификат конечного пользователя — документ, без которого Париж не имеет права перепродавать вертолетоносцы

"Те, кто требуют от нас не продавать “Мистрали”, не будут у нас их покупать. Поэтому главный вопрос сегодня — что делать с этими кораблями, как их снова коммерциализировать?", - говорит депутат национального собрания Франции, министр транспорта при Николя Саркози Тьери Мариани.  

Тьерри Мариани во время сделки по “Мистралям” был министром транспорта в правительстве Саркози. Ныне сопрезидент организации “Франко-российский диалог” и депутат парламента, он предложил Елисейскому дворцу альтернативный выход из патовой ситуации. Европа не справляется с исходом мигрантов из Африки, так почему бы не потратить на покупку и переоснащение “Мистралей” бюджет Евросоюза, превратив их в плавучие миграционные центры?

"Мы можем попытаться превратить ошибку в возможность. Не уважать контракт было ошибкой. Но теперь, когда она уже сделана, давайте не будем делать еще одну: в прессе пишут, что дешевле всего будет затопить “Мистрали”. Мы живем в безумном мире. Что мы скажем рабочим в Сен-Назере? Мы затопили вашу работу? Если мы можем дать Евросоюзу какой-то импульс, спасти жизни, защитить наши границы — как минимум, об этом стоит подумать", - считает Мариани.

Официальной реакции на предложение Мариани пока не поступило, но в кулуарах, по его словам, к идее прислушались. По данным прессы, следующий раунд закрытых переговоров о судьбе “Мистралей” между Россией и Францией состоится в Москве в конце июня. Ну а пока что на французском балансе остается на два боевых корабля - больше, чем республика может себе позволить.  

Другие новости

В других СМИ