Су-27: как создавался самолет-легенда

Теги:  Общество  самолет  история  авиация  TVC.RU  текст

Су-27 — российский многоцелевой всепогодный истребитель, созданный в ОКБ Сухого. Впервые поднявшись в воздух 38 лет назад, он и по сей день остается одним из лучших в своем классе. Именно на Су-27 выступает знаменитая пилотажная группа "Русские Витязи".

В конце 1960-х в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвертого поколения. В СССР созданием такого самолета занялось ОКБ Сухого. Перед советскими конструкторами поставили задачу сконструировать истребитель, превосходящий американский по всем характеристикам.

Первый вылет Су-27 состоялся 38 лет назад. Этот самолет стал представителем новой эпохи боевой авиации. Общая идеология реактивных истребителей четвертого поколения предполагала использование крыла умеренной стреловидности при небольшой удельной нагрузке. Так конструкторам удалось добиться улучшения взлетно-посадочных и маневренных характеристик.

"Лучший в мире истребитель"

20 мая 1977 года на аэродроме летно-исследовательского института в Жуковском состоялся первый полет Су-27. В кабине находился летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Первое же испытание показало, что советский истребитель пока не готов соревноваться с F-15 ВВС США. Су-27 нуждался в доработках.

В воинские части истребитель начал поступать лишь в 1982 году, а серийное производство начато годом ранее на 126 заводе в Комсомольске-на-Амуре. Официально на вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, после устранения всех основных недостатков, выявленных в испытаниях.

Одноместный фронтовой истребитель Су-27С получил пару турбореактивных двухконтурных двигателей АЛ-31Ф с форсажными камерами общей тягой 25 тысяч килограмм. Максимальная скорость самолета — 2500 километров в час, дальность полета 3530 километров, практический потолок 18,5 километров. Планер Су-27С выполнен по интегральной аэродинамической схеме и имеет интегральную компоновку: его крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Стреловидность крыла по передней кромке составляет 42 градуса, по задней — 15 градусов, удлинение крыла 3,5, сужение — 3,4.

Для улучшения аэродинамических свойств на больших углах атаки крыло оснащено корневыми наплывами большой стреловидности и автоматически отклоняемыми носками. Наплывы способствуют увеличению аэродинамического качества при полете на сверхзвуковых скоростях. На крыле расположены флапероны, выполняющие функцию элеронов и функцию закрылков на взлетно-посадочных режимах. На Су-27С реализована концепция продольной статической неустойчивости. Во многом именно она определяет высокую маневренность самолета.

С 1986 по 1988 годы на специально подготовленной модификации Су-27 — П-42 было установлено более 30 мировых рекордов. Так, 27 октября 1986 летчик-испытатель Виктор Пугачев побил мировой рекорд времени подъема на 3000 метров. Он взял высоту за 25,4 секунды, что на две секунды быстрее, чем у американского F-15. А 11 марта 1987 года Николай Садовников достиг высоты 15000 метров за 1 минуту и 16 секунд, на 7 секунд обогнав истребитель США.

В июне 1989 года Су-27С появился на авиасалоне Ле-Бурже. Два истребителя перелетели из подмосковного Жуковского во Францию без промежуточных пересадок, дозаправок и подвесных топливных баков. Продемонстрированный в Ле-Бурже пилотаж вызвал восторг у западных специалистов. Одна из фигур, которую выполнил летчик Виктор Пугачев, получила название "кобра Пугачева". Во время полета истребитель, не изменяя направления движения, энергично задирает нос, увеличивая угол атаки до 120 градусов, некоторое время летит хвостом вперед, затем быстро возвращается в горизонтальное положение.

Одной из модификаций истребителя Су-27 стал самолет Су-30. Он был создан в 1989 году на базе учебно-боевого двухместного Су-27УБ. В отличие от предшественника, Су-30 способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полета, а также эффективным управлением группой истребителей. На новой машине установлена система дозаправки топливом в воздухе, расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была усовершенствована система жизнеобеспечения, значительно повышена боевая эффективность. На самолеты Су-30 установлены двигатели с управляемым вектором тяги 117С, это дает истребителю сверхманевренность и возможность управления даже на нулевой скорости.

В настоящее время Су-27 является одним из основных истребителей ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других. Именно на этих самолетах выполняют групповой и одиночный пилотаж "Русские Витязи".

Пилотажная группа "Русские Витязи"

Авиационная группа высшего пилотажа ВВС России "Русские Витязи" сформирована на базе 1-й авиационной эскадрильи 234 гвардейского Проскуровского авиаполка. В первый состав пилотажной группы из шести самолетов вошли: ведущий — Владимир Басов, левый ведомый — Александр Дятлов, правый — Сергей Ганичев, хвостовой — Владимир Букин, левый внешний — Владимир Баженов, правый внешний — Александр Личкун. Днем рождения "Витязей" считается 5 апреля 1991 года.

Спустя четыре с половиной месяца "Русские Витязи" впервые пролетели перед зарубежными зрителями. Это произошло 24 августа на польском авиашоу в Познани. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов. Этот визит стал отправной точкой в создании индивидуального имиджа "Витязей". Еще через месяц специалисты ОКБ "Сухого" разработали для самолетов "Витязей" единый дизайн и перекрасили Су-27 в цвета государственного флага России.

Осенью 1991 года на авиашоу в Праге, выступившие в спарке Су-27УБ, показали программу одиночного пилотажа. Эффект от выступления был настолько силен, что американские летчики на своих F-15 отказались от выступления из опасения "потеряться" на фоне русских. В последующие годы "Русские Витязи" активно участвовали в авиашоу как в России, так и за рубежом.

К 1995 году выступления "Витязей" вызывали восторг зрителей по всему миру. Однако этот год стал для группы трагичным. После возвращения с авиасалона в Малайзии, состоявшегося в декабре, при заходе на посадку для дозаправки на вьетнамском аэродроме Камрань три истребителя "Русских Витязей" врезались в скрытую туманом гору. Эта трагедия привела к гибели четырех летчиков пилотажной группы и прекращению выступлений почти на год.

Новая шестерка Су-27 поднялась в небо лишь в 1997 году. Впервые после перерыва "Витязи" снова демонстрировали свое мастерство за границей, пролетев над австрийским городом Цельтвег и столицей Словакии — Братиславой. В сентябре 1997 года группа посетила с дружественным визитом Францию, где принимала участие в праздновании 55-летия полка "Нормандия-Неман".

К празднованию 850-летия Москвы "Русские Витязи" восстановились полностью и были готовы снова изумлять публику. В юбилей столицы группа на четырех истребителях с выпущенными шасси и включенными фарами появилась в вечернем небе над Воробьевыми горами, где в этот момент разворачивалось лазерное шоу.

Спустя десять лет, 9 мая 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, "Русские Витязи" совместно с пилотажной группой "Стрижи" в составе девяти самолетов выполнили исторический пролет над Красной площадью. Позже это станет неотъемлемой частью парада Победы.

В 2009 году новая трагедия постигла группу. За два дня до главного события года – авиасалона МАКС, на генеральной репетиции в районе аэродрома "Раменское" столкнулись два Су-27 из состава авиагруппы. Погиб один из трех пилотов — командир "Витязей" Игорь Ткаченко. После этого участие группы в авиасалоне ограничилось лишь полётом "ромба" в крайний день проведения МАКСа, 23 августа.

На этот раз "Русским Витязям" на восстановление потребовалось почти полгода. Но уже 9 мая 2010 года, в день 65-летия Великой Победы, кубинская "девятка" вновь заставила сотни людей с восхищением смотреть на столичное небо.

Уникальность "Витязей" в том, что это единственная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на "тяжелых истребителях". Эти самолеты позволяют выполнять такую уникальную фигуру пилотажа, как колокол, горизонтальный полет на скорости 180-200 километров в час. Кроме того в своем активе "Русские Витязи" имеют большой репертуар фигур высшего пилотажа, осуществляемого группой и парой истребителей.

Елена Скутнева, Георгий Коровин, Андрей Скворцов. TVC.RU

Новости по теме От редакции

Другие новости

В других СМИ