15 июля исполнится ровно 40 лет знаменитой стыковке "Союз-Аполлон"

Теги:  Космос  юбилей  роскосмос

На следующей неделе исполнится ровно 40 лет знаменитой стыковке "Союз-Аполлон". В далёком 1975-ом году это было событие, рвущее шаблоны и стереотипы. Чуть не единственный совместный проект Советского Союза и США в эпоху "холодной войны". Рукопожатие в космосе, доказавшее, что сотрудничество возможно, несмотря ни на что.

Это была удивительная миссия - впервые с момента окончания Второй мировой войны две главные мировые державы попытались подружиться. На орбите. Непримиримые соперники в Холодной войне и космической гонке Советский Союз и США были несовместимы и в технике. На нашем и американском корабле разное давление, содержание кислорода, не было общей системы поиска, стыковки – одним словом – не простое мероприятие – настоящий подвиг, передает "ТВ Центр".

Сейчас точные копии тех кораблей хранятся в музеях России и США. Именно так. Вместе. Между "Апполоном" и "Союзом" находится переходной отсек, в котором должно было состояться торжественное рукопожатие.  Но Леонов так схватил американца Стафорда, что втянул того на наш корабль. Торжественное рукопожатие произошло на нашей территории. Ещё одна победа в космосе.

"Ну, здесь мы уже приготовились, плакаты написали всякие, дальше я с Земли взял этикетки водки "Столичная водка", "Старая водка" и на тубы наклеил. Сели за стол, я даю каждому по тубе водки: "Давайте, ребят", мне говорят: "Нельзя". Согласно традиции русской кухни, это хорошо для желудка. Клюнули. Значит, открыли, чин-чин. И потом вот крупный план мы сняли, Дик Слейтон берёт, и он ошалел: а там борщ! Вот эта была шутка человеческая такая, и до сих пор никто не верит, что мы на самом деле борщ ели, а не пили водку", - рассказал космонавт Алексей Леонов.

До сих пор на современных космических кораблях решения, отработанные во время того полёта. "Союз", придуманный и построенный, кстати, для полёта на Луну, теперь единственный, кто возит космонавтов на орбиту. Американский "Аполло", а позже и "Шаттл" остались лишь в музеях. Но совсем скоро мир увидит новый российский корабль, который и до Луны долетит, и экипаж на Международную станцию забросит.

Количество членов экипажа может меняться в зависимости от  задач. Он будет полностью цифровой – три независимых компьютера одновременно работают, садиться на Луну сам не будет – для этого специальный посадочный модуль разработают, а конструкция спроектирована с большим количеством композитных материалов.

"Такие сложные технологически комплексы,  как транспортные космические системы, они большое значение имеют для оборонной способности страны и национальной безопасности в широком смысле – я сейчас не о военной безопасности – и делать их совместно с кем-то – это очень большой риск. И вот вопрос сейчас с импортозамещением, мы видим, что проблема существует даже на уровне элементной базы, а если говорить о крупных проектах, понимаете, что зависеть от конъюнктуры политической мы не можем", - отметил начальник лётного испытательного отдела РКК "Энергия" Марк Серов.

Точно так же, как корабль, нашей стране приходится делать собственную систему позиционирования – ГЛОНАСС, крепко думать, прежде чем звать в партнёры кого- либо по проекту нового ракетного двигателя. Политика, от которой в космическом пространстве хотели отказаться ещё в 1975-ом году, никуда не делась. Но крупные и дорогостоящие проекты благодаря именно программе "Союз-Аполлон" удалось приподнять над земными разбирательствами – один проект международной космической станции чего стоит! Очередной экипаж в эти дни готовится к полёту туда в Звёздном городке. 

"Существует проект полёта на Марс, мы возвращаемся на Луну.  Эти проекты настолько крупные, что ни одна страна больше не может позволить себе осуществить их в одиночку, да и не должна. Это те проекты, в которых наши страны должны сотрудничать. С тем чтобы разделить не только затраты, но и достижения", - считает астронавт Челл Линдгрен.

Они были в связке двое суток. Провели эксперименты, вместе ели, болтали, работали. На Земле в честь полёта "Союза" и "Апполона" отпечатают марки и монеты, выпустят специальные сигареты, а вернувшихся космонавтов будут осыпать наградами.

Даже духи в честь события выпустят - упаковка у духов будет американская, а наполнение наше. В сигаретах – производство наше, а табак из Вирджинии. Но главная заявленная цель – "приобретение опыта совместных полётов" – так и не будет выполнена. Совместные полёты возобновятся лишь через 20 лет, когда к советской станции МИР пристыкуется американский Шаттл.

"Единственный эксперимент, который у нас не прошёл: у меня была колба с собой с мальками рыб, закачана была вода и кислород на 10 дней, хватало им. Но когда мы сбросили давление с 760 до 550, подстраиваясь под их давление, эти колбы, конечно, лопнули. Жидкость ещё там была, но кислород весь вышел. И, конечно, рыбки погибли в этом биологическом эксперименте. В бортжурнале написано: "Как себя чувствуют рыбки? Хорошо, они все погибли". Такая запись была сделана", - вспоминает Алексей Леонов.

К сегодняшнему дню два командира тех кораблей – наш Леонов и американец Стафорд продолжают встречаться вопреки границам и политическим разногласиям стран. Они подружились. И на 40-летие стыковки американец прилетает в гости к своему русскому другу. Два командира, которые чуть было не подружили две страны, чуть было не слетавшие к Луне, чуть было не погибшие в результате космоаварий… Чуть было. Да, им есть о чём говорить.

Пётр Любимов, Владимир Батраков, Анна Колесова и Юрий Тимошин, "ТВ Центр".

Другие новости

В других СМИ