Ми-24 - винтокрылый боец с 46-летней историей

Теги:  история  вертолет  Оборона  TVC.RU  текст

Ми-24 — российский ударный вертолёт, разработанный в ОКБ Миля. Впервые поднявшись в воздух 46 лет назад, он и по сей день остается одним из лучших в своем классе. Ми-24 принимал участие в Афганской и чеченских войнах. Сегодня он состоит на вооружении России, стран СНГ, Африки, Азии и ряда европейских государств.

Идея создания первого в СССР специализированного ударного вертолета принадлежит авиаконструктору Михаилу Леонтьевичу Милю. В наши дни ни у кого не вызывает сомнения, что машина данного типа – одна из главных действующих фигур на поле боя. В круг задач ударного вертолета входит поддержка десанта огнем, обнаружение и уничтожение бронетехники, а также борьба с винтокрылыми машинами противника. Однако когда Михаил Миль в начале 1960-х годов предложил создать такой вертолет, его идею не поддержали. Разработка проекта началась только в 1968 году. Всего было построено около 3500 вертолетов Ми-24, которые в войсках получили прозвище "Крокодил".

19 сентября 1969 года состоялся первый полет Ми-24. В кабине находился летчик-испытатель Герман Алфёров. Вскоре начались заводские испытания машины. За ними лично следил генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Затем началась постройка опытной серии из десяти вертолетов, однако создатель Ми-24 Михаил Миль не дожил до этого момента. Он скончался в 1970 году. Доводкой винтокрылой машины занялись соратники авиаконструктора. В 1972 году вертолет принят на вооружение.

В ходе испытаний и эксплуатации был выявлен ряд проблем, которые потребовали внесения существенных изменений в конструкцию вертолета. Так, для улучшения боковой устойчивости на больших скоростях было решено установить крыло не под прямым, а под отрицательным поперечным углом. Первые образцы вертолета получили комплекс оружия К4В, в носовой части установили одноствольный пулемет калибра 12,7 миллиметра с ручным управлением. Пусковые установки для противотанковых ракет "Фаланга" разместили на рамах вдоль фюзеляжа. Позже, рамы были убраны, а по концам крыльев добавлены вертикальные пилоны с направляющими для противотанковых ракет.

Затем появились модификации винтокрылой машины. В начале 1971 года была спроектирована новая носовая часть – летчик и оператор разместились тандемом на разных уровнях. Изменилось и вооружение вертолета – в 1975 году Ми-24 получил комплекс сверхзвуковых управляемых ракет "Штурм", четырехствольный пулемет и неуправляемые ракеты.

Конструктивно вертолеты типа Ми-24 выполнены по классической одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и трехлопастным хвостовым рулевым винтами. Ми-24 имел широкую хвостовую балку, которая заканчивалась большим килем. При полете на максимальной скорости киль создавал 2/3 боковой силы, необходимой для уравновешивания реактивного момента несущего винта. Крыло, установленное на вертолете, разгружало несущий винт, позволяя сохранить его ресурс. Высокая скорость обеспечивалась также за счет убирающегося шасси.

Особенностью компоновки вертолета является наклон вала несущего винта и силовой установки вправо на 2,5 градуса. Это было сделано для повышения точности стрельбы из неподвижного оружия. Комплекс бортового пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования обеспечивал стабилизацию в полете, облегчал пилотирование и позволял выполнять полеты как днем, так и ночью при любой погоде.

Винтокрылая машина применялась для решения задач общеармейского характера в трех основных вариантах: в боевом – для борьбы с танками, огневой поддержки наземных войск, уничтожения точечных целей; в транспортном – для высадки десанта, переброски войск, снабжения передовых частей; в санитарном – для эвакуации раненых.

"Крокодил" участвовал во многих вооруженных конфликтах. Одной из первых проверок в реальных боевых условиях для Ми-24 стала война в Афганистане. Вертолет Миля стал одним из ее символов. В условиях высокогорья боевые машины участвовали в высадке десанта, сопровождали колонны техники, патрулировали территорию в поисках караванов с оружием, уничтожали базы моджахедов, служили "щитом" для военно-транспортных самолетов. За время конфликта было уничтожено 127 Ми-24. В большинстве случаев потеря машины означала гибель экипажа.

В 1986 году некоторые из экипажей, прошедшие Афганистан, принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а позже в боевых действиях в Чеченской республике. С 1990-х годов российские вертолетчики выполняют миротворческие задачи в Африке. Только с 2000 по 2005 годы российский контингент в составе 100 пилотов, штурманов, специалистов инженерно-технического состава и четырех Ми-24 поддерживал мир в Сьерра-Леоне, затем в Республике Чад. В настоящее время небольшой вертолетный отряд российской армейской авиации решает миротворческие задачи в Судане.

Во второй половине 1990-х Ми-24 подвергся глубокой модернизации. На Ростовском вертолетном заводе несколько машин оснастили несущей системой, взятой у Ми-28. Она включала в себя стеклопластиковые лопасти, титановую втулку несущего ротора и икс-образный рулевой винт. Для снижения общей массы укоротили крыло, шасси сделали неубирающимся, что также служило поглощающим элементом при грубой посадке. Новый прицельно-вычислительный комплекс оснастили гиростабилизированной оптико-электронной системой с лазерным дальномером и тепловизионным каналом наведения, что позволило вести боевые действия ночью. Первый полет обновленной машины, получившей название Ми-35, состоялся в 1999 году.

В наши дни на базе Ми-24К разрабатывают перспективный скоростной вертолёт. В 2015 году на авиасалоне МАКС публике был представлен вертолет-демонстратор летающей лаборатории для проекта ПСВ.

Винтокрылый штурмовик Ми-24 – занимает особое место в истории авиационной техники. За 46 лет эксплуатации он заслужил репутацию надежного воздушного бойца. В наши дни, несмотря на солидный стаж, эта машина продолжает нести службу по всему миру. Кроме того, на Ми-24 выступает знаменитая пилотажная группа "Беркуты".

Новости по теме От редакции

Другие новости

В других СМИ