На выставке в Манеже развенчивают мифы о соцреализме

В Манеже открылась выставка под названием "Романтический реализм". На ней представлена советская живопись сурового времени - с 1925 по 1945 годы. Более увлекательного путешествия во времени в столице сейчас не найти.

Рабочее название этой выставки "Мы наш, мы новый миф построим". Но от него быстро отказались, отмечает "ТВ Центр". Вокруг соцреализма и так очень много мифов. Настало время хотя бы часть из них развенчать.

80 полотен из крупнейших музеев страны, собранные в Манеже, словно укор тем, кто считает соцреализм искусством лживым, заказным, а потому художественной ценности не имеющим. По способности манипулировать сознанием – хоть трудящихся, хоть отдыхающих, хоть власть имущих – ему по сей день равных сложно найти. Взять полотно Исаака Бродского "Второй конгресс Коминтерна". Если вглядеться, так это же практически библейский сюжет. Действует на зрителя безотказно и в России, и в Европе. Еще большее открытие и откровение картина Петрова-Водкина "После боя". Специалисты говорят - это та самая рублёвская "Троица".

"Это не просто - "Троица". Это еще и "Троица", которая нас опрокидывает в другой мир. Ведь они говорят о погибшем товарище. И с другой стороны, ну да - это бойцы. Это красноармейцы. Значит, грубо говоря, не придерешься", - отметил куратор выставки, режиссер Эдуард Бояков.

То, что в те времена могли не просто придраться, но и жизни лишить за неверно истолкованный сюжет всем известно. Тем более удивительно, каким образом художники умудрялись не покривить душой и перефразировать полотна великих мастеров прошлого. В 1937-м Яковлев создал картину "Старатели пишут творцу Великой Конституции". На самом деле - это зашифрованный код, разгадать который пытался даже министр культуры.

"Василий Яковлев был известен тем, что реставрировал старых мастеров власть предержащим", - рассказывает директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

"Казаки пишут", - догадался глава Минкультуры Владимир Мединский.

"Да, "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Вне всякого сомнения, тот же Илья Ефимович Репин", - подтвердила директор Третьяковки.

Открытием выставки для многих станут редко выставляющиеся работы Лактионова и Бродского, да даже хрестоматийный Дейнека с "Обороной Петрограда". Стоит приглядеться, и вот она – воронка, поглощающая жизни тысяч людей. Они воевали, они любили, учились и просто были счастливы. Такое по заказу не напишешь. Потому и реализм этот – романтический.

"Одна из прелестей этой выставки, что здесь есть много вещей, которые мы не видели никогда. Вот я Бродского никогда не видел. И много вещей, от которых уже отдохнули. Успели отдохнуть. И можно на них с удовольствием посмотреть", - отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

С удовольствием на эти работы смотрят дети. Такого ажиотажа в первый же день организаторы не ожидали. Оказывается, у "Письма с фронта" Лактионова можно простоять час, а к "Обороне Севастополя" вообще сложно подойти. Что касается темы госзаказа, то ни одного портрета Сталина здесь не увидеть. Да, вождь народа присутствует на полотнах, но не доминирует. К тому же, если вспомнить историю, кто из художников разных эпох не писал на заказ? Некоторые этим всю жизнь занимались. Главное - какой смысл вкладывали и как быстро это доходило до зрителя. Судя по реакции в Манеже, послание мастеров соцреализма до потомков дошло.

Ольга Стрельцова, Арсений Калашников, "ТВ Центр", Москва

Главное сегодня
Выставка картин соцреализма
Выставка картин соцреализма
Выставка "Романтический реализм"
Выставка "Романтический реализм"
Выставка картин соцреализма
Выставка картин соцреализма
Выставка картин
Выставка картин
Выставка картин соцреализма
Выставка картин соцреализма
Посетители выставки
Посетители выставки
Выставка картин соцреализма
Выставка картин соцреализма
Выставка картин
Выставка картин
На выставке в Манеже развенчивают мифы о соцреализме
На выставке в Манеже развенчивают мифы о соцреализме
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ


Мы в социальных сетях

Не показывать больше это сообщение