На выставке в Манеже развенчивают мифы о соцреализме

Теги:  Культура  выставка  москва  минкультуры

В Манеже открылась выставка под названием "Романтический реализм". На ней представлена советская живопись сурового времени - с 1925 по 1945 годы. Более увлекательного путешествия во времени в столице сейчас не найти.

Рабочее название этой выставки "Мы наш, мы новый миф построим". Но от него быстро отказались, отмечает "ТВ Центр". Вокруг соцреализма и так очень много мифов. Настало время хотя бы часть из них развенчать.

80 полотен из крупнейших музеев страны, собранные в Манеже, словно укор тем, кто считает соцреализм искусством лживым, заказным, а потому художественной ценности не имеющим. По способности манипулировать сознанием – хоть трудящихся, хоть отдыхающих, хоть власть имущих – ему по сей день равных сложно найти. Взять полотно Исаака Бродского "Второй конгресс Коминтерна". Если вглядеться, так это же практически библейский сюжет. Действует на зрителя безотказно и в России, и в Европе. Еще большее открытие и откровение картина Петрова-Водкина "После боя". Специалисты говорят - это та самая рублёвская "Троица".

"Это не просто - "Троица". Это еще и "Троица", которая нас опрокидывает в другой мир. Ведь они говорят о погибшем товарище. И с другой стороны, ну да - это бойцы. Это красноармейцы. Значит, грубо говоря, не придерешься", - отметил куратор выставки, режиссер Эдуард Бояков.

То, что в те времена могли не просто придраться, но и жизни лишить за неверно истолкованный сюжет всем известно. Тем более удивительно, каким образом художники умудрялись не покривить душой и перефразировать полотна великих мастеров прошлого. В 1937-м Яковлев создал картину "Старатели пишут творцу Великой Конституции". На самом деле - это зашифрованный код, разгадать который пытался даже министр культуры.

"Василий Яковлев был известен тем, что реставрировал старых мастеров власть предержащим", - рассказывает директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

"Казаки пишут", - догадался глава Минкультуры Владимир Мединский.

"Да, "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Вне всякого сомнения, тот же Илья Ефимович Репин", - подтвердила директор Третьяковки.

Открытием выставки для многих станут редко выставляющиеся работы Лактионова и Бродского, да даже хрестоматийный Дейнека с "Обороной Петрограда". Стоит приглядеться, и вот она – воронка, поглощающая жизни тысяч людей. Они воевали, они любили, учились и просто были счастливы. Такое по заказу не напишешь. Потому и реализм этот – романтический.

"Одна из прелестей этой выставки, что здесь есть много вещей, которые мы не видели никогда. Вот я Бродского никогда не видел. И много вещей, от которых уже отдохнули. Успели отдохнуть. И можно на них с удовольствием посмотреть", - отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

С удовольствием на эти работы смотрят дети. Такого ажиотажа в первый же день организаторы не ожидали. Оказывается, у "Письма с фронта" Лактионова можно простоять час, а к "Обороне Севастополя" вообще сложно подойти. Что касается темы госзаказа, то ни одного портрета Сталина здесь не увидеть. Да, вождь народа присутствует на полотнах, но не доминирует. К тому же, если вспомнить историю, кто из художников разных эпох не писал на заказ? Некоторые этим всю жизнь занимались. Главное - какой смысл вкладывали и как быстро это доходило до зрителя. Судя по реакции в Манеже, послание мастеров соцреализма до потомков дошло.

Ольга Стрельцова, Арсений Калашников, "ТВ Центр", Москва

Другие новости

В других СМИ