"Гараж особого назначения" отмечает 95-летие

Теги:  Общество  юбилей  автомобиль

"Гараж особого назначения" отмечает юбилей. В этом году подразделению 95 лет. Со дня на день в Сокольниках по этому случаю откроется выставка. На ней обещают показать чуть ли не всю технику, которая возила первых лиц государства. Но что техника, главное ведь люди – те самые, что и с генсеками на короткой ноге, и вождя народов возили, и даже спасали не раз этих "очень важных персон". Навыкам сотрудников позавидовал бы Джеймс Бонд, а любопытных историй у них накопилось не на один бестселлер.

Первые лица в России  всегда передвигались с максимальным комфортом.  Но в начале прошлого века всплеск терроризма внес свои коррективы. "Один случай - это убийство министра внутренних дел фон Плеве. 15 июля 1904-го года напротив Варшавского вокзала в Петербурге. Когда террорист бросил  бомбу под карету. И второй случай - на Красной площади. 4 февраля 1905-го года. Когда был убит только что вышедший в отставку московский генерал-губернатор Сергей Александрович", - рассказал "ТВ Центру" историк Олег Будницкий.

Стало ли это первопричиной или просто совпадением, но через год в России создается особенный гараж. Из самых лучших в мире автомобилей. После Первой мировой на его содержание в год уходил миллион долларов - немыслимые по тем временам деньги. Лишь после Второй мировой  в гараже начали появляться отечественные модели.

Знаменитый "Скорпион" - сделан  на базе серийного ЗИЛа. Стекло толщиной в пять сантиметров, броня, покрытая тремя десятками слоев краски, корпус и бензобак, способные выдержать взрыв гранаты, специальные подножки и ручки  для сотрудников охраны. Правда, динамика слабая, варианты экстренного торможения не рассматриваются. Так что те, кто ими управлял, были суперпрофессионалами.

В Гараж особого назначения он пришел  25-летним юнцом. И остался на четверть века. Бывало, по десять суток с работы не выходил. И Брежнева возил, и Алимова, полмира исколесил. "Нет, совсем ни о чем не жалею. Если б можно было опять начать, я бы так же начал... Это так со стороны кажется: "ну, водитель, привез - отвез." Но тут столько подводных камней, столько всего надо выполнить", - говорит бывший сотрудник гаража особого назначения Владимир Тупицын.

Главное - крепкие нервы. Одно дело - пройти огневую подготовку, не допустить ДТП. Другое - выдержать  постоянное напряжение. "Водитель Сталина однажды приехал в гараж особого назначения после смены. И не выходит из машины. Ему говорят: "А что такое? Смена закончилась, выходите". Он говорит: "Нет, я Сталина везу. Почему красный свет включили?" То есть он просто психически не выдержал такого напряжения, у него было психическое расстройство", - рассказал член Союза журналистов России, мастер спорта СССР по автогонкам Михаил Горбачев.

Психически больным признали террориста, устроившего бойню возле Боровицких ворот в 1969-ом. Целился в Брежнева. В результате - расстрелял лимузин с космонавтами и ранил сотрудника эскорт-сопровождения. "Одна из пуль попала в мотоциклиста, который, мужественно преодолев боль, во-первых, продолжил движение. А, во-вторых, не растерялся в этой нештатной ситуации", - говорит технический эксперт Андрей Морозенко.

Бывшие сотрудники Гаража особого назначения  немногословны. Тем ценнее каждая история, которая срывается с их уст. Например, о том, как усевшийся за руль в Крыму Леонид Ильич чудом остался жив. "Смотрю: начинает сознание терять. За рулем. А я сидел справа. Ну и пришлось одной рукой за руль держаться, другой притормаживать. И так ехал. Когда приехали в Левадию, я говорю: "Ну, Леонид Ильич, спасибо, довезли". Он говорит: "Ну кто кого довёз!" - отметил Владимир Тупицын.

Про грандиозную выставку по случаю 95-летия гаража особого назначения  Владимир Тупицын знает. Но не уверен, что сумеет на неё попасть. Работа. Такими профессионалами, как он, не разбрасываются...

Ольга Стрельцова, Виктор Мальцев, Алексей Комаров, "ТВ Центр".

Другие новости

В других СМИ