В Москве открыт после реставрации горельеф Вучетича на ВДНХ

Теги:  Москва  собянин  реставрация  вднх

На ВДНХ в Москве отреставрируют около 30 объектов. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин на открытии горельефа работы советского скульптора Евгения Вучетича — автора таких монументов, как "Родина-мать" в Волгограде и "Воин-освободитель" в Берлине. Композицию в первом павильоне ВДНХ считали утраченной. Обнаружили горельеф случайно два года назад.

Уникальное произведение Евгения Вучетича считали призраком. Никто его не искал, хотя все, безусловно, знали, где горельеф находился. Просто найти его не надеялись. Были уверены, что композицию уничтожили в советское время, отмечает "ТВ Центр".

"Два года тому назад был обнаружен горельеф Вучетича, утерянный 40 лет тому назад. За год был отреставрирован замечательный памятник искусства. И сейчас он открывается для массового осмотра и посещения. Надеюсь, что это будет таким хорошим символом и хорошим началом уникальной, научной реставрации объектов ВДНХ", - сказал Собянин.

Композиция должна была стать главной жемчужиной Центрального павильона ВДНХ. Ее назвали в духе времени, пафосно: "Знаменосцу мира, советскому народу — слава". Три года 8 архитекторов воплощали задумку Вучетича. Они должны были разместить на площади всего в 90 квадратных метров высотки МГУ, Шуховскую башню, ДнепроГЭС, а главное – 1500 фигур разного объема. И сделать это так, чтобы казалось - многолюдная манифестация растянулась на километры.

Многие из тех, кто видел композицию впервые, были уверены, что ее глубина 2, а то и все шесть метров. Некоторые скептики даже приходили в павильон с линейкой. И каждый раз поражались, понимая, что до самой дальней фигуры всего 62 сантиметра, можно дотянуться рукой.

Есть предположение, что у автора были реальные прототипы. Правда, пока установить удалось лишь троих. Специалисты считают, что узбек с цветком хлопка – дважды герой Социалистического труда  Назарли Ниязов. А слева в первом ряду плечом к плечу стоят академик Иван Павлов и актриса Алла Тарасова. Всего же четко прорисованных образов – 126. Каждый из них - знаковый для своей эпохи персонаж.

Горельеф создавался между двумя событиями, которые сыграли в его судьбе роковую роль. Вскоре после начала работ умер Иосиф Сталин, а через три года состоялся легендарный XX съезд, где был развенчан культ личности. Сначала архитекторов попросили стереть изображение вождя со знаменем, вместе с портретами Маркса и Энгельса, а герб СССР в руках рабочего и колхозницы заменить на ребенка. В 60-х работу и вовсе распорядились спрятать за фальшстеной. Надежду найти за ней хотя бы что-то специалисты потеряли окончательно, когда спустя 30 лет в павильон пришли торговцы.

Читайте также:

На ВДНХ построят новое колесо обозрения

Конструкции крепили и непосредственно к скульптурам, спрятанным за фанерой. Таким образом 13 фигур потеряли головы, многим сбили руки и фрагменты одежды. Но, так как никто не заходил за укрытие много лет, почти все фрагменты удалось найти на полу. В ходе работ реставраторы обнаружили в подвале павильона еще один шедевр – самую большую картину художника Александра Герасимова. Скоро ее тоже восстановят и представят публике.

Евгения Карих, Максим Панкин, Андрей Талалай, Михаил Фёдоров. "ТВ Центр".

Новости по теме Тверская, 13

Другие новости

В других СМИ