15 мая 1935 года началось регулярное движение поездов Московского метрополитена. Сейчас столичная подземка – это одновременно и памятник архитектуры и современный, динамично развивающийся вид скоростного транспорта. Редакция TVC.RU предлагает узнать, как устроено метро в других странах.
Нью-Йорк
Метрополитен Нью-Йорка – самый большой в мире по количеству маршрутов (24) и станций (469). Первая линия была открыта 26 октября 1904 года. Подземка охватывает почти все районы города: Бронкс, Бруклин, Куинс, Манхэттен – за исключением Статен-Айленд, где действует отдельная железнодорожная линия (Staten Island Railway).
Схема метро Нью-Йорка довольно сложна и запутана. Все линии обозначены разными цветами – красным, зеленым, синим, желтым и оранжевым, поезда обозначаются цифрами или латинскими буквами – цвету линии соответствует цвет, на котором расположена буква или цифра. По одной линии могут ходить поезда разных маршрутов.
"Цифровые" маршруты нигде не делятся путями с маршрутами "буквенными", так как они рассчитаны на разный подвижной состав. Это сложилось исторически, потому что строительство вели три компании.
Еще одна особенность нью-йоркской подземки – разделение поездов на экспрессы и локальные поезда. Последние останавливаются только на важных узловых станциях, благодаря чему скорость перемещения выше.
Однако поезда в метро Нью-Йорка ходят не так часто, как, например, в московском. В будни интервал между составами может достигать пяти минут, а рано утром поезд можно прождать и 20 минут.
Токио
Первым в мире по годовому пассажиропотоку является метро Токио (3,2 миллиарда человек в год). Общая протяженность линий метро Токио составляет более 310 километров, а для нужд его пользователей открыто 285 станций на 13 линиях.
Маршруты поделены между двумя крупными операторами: Tokyo Metro и Toei. Эти две сети полностью разделены. Чтобы пересесть с линии одного оператора на линию другого надо купить второй билет или специальный билет с возможностью пересадки. Спокойно перемещаться по всем линиям могут только пассажиры со специальными транспортными картами.
Токийская подземка начинает свою работу в пять часов утра и перевозит пассажиров до часу ночи. Интервал между появлениями составов на станциях не превышает 2-3 минут в часы пик. В "час пик" начинают работать специальные сотрудники (эта должность называется осия, что переводится как "толкатели", – прим. ред.), которые заталкивают пассажиров и их сумки в переполненные вагоны и помогают закрываться дверям поезда.
Впервые должность осии была введена на станции Синдзюку — самом загруженном транспортном узле в мире (более трех миллионов пассажиров в сутки). Осии доказали свою эффективность, благодаря чему эта должность была распространена на многие другие станции токийского метро.
Хайфа
В израильском городе Хайфа работает самая короткая в мире самостоятельная система внеуличного подземного транспорта – Кармелит, состоящая из шести станций. Принцип действия – фуникулерный, движется метро не горизонтально, а под углом.
Название подземки пошло от места его нахождения. Метро Кармелит проложено в горе Кармель, на которой стоит город Хайфа и имеет длину 1,75 километра. Соединить нижний город с кварталами, расположенными на горе Кармель, власти Хайфы задумали еще на рубеже 20-х годов XX века. Реализовать планы удалось только после обретения Израилем независимости. Строительство начато в 1956 году, открыт для пассажиров в 1959, закрыт на реконструкцию в 1986 и открыт вновь после реконструкции в 1992 году.
Время проезда от одной конечной станции до другой составляет 8 минут. На линии курсируют два поезда. Когда один вагон едет вниз, а другой едет вверх, в определенном месте есть раздвоение линии. Вагоны не имеют собственных моторов и их движение обеспечивается с помощью тяговых тросов. В каждом поезде присутствует машинист, осуществляющий местный контроль, но не ведущий поезд.
Стокгольм
Если и существует в мире метро, которое может тягаться по красоте с московским, то это стокгольмское. Метрополитен в шведской столице называют самой длинной художественной галереей мира. Около 90 из 100 станций подземки предоставляют туристам возможность ознакомиться с творчеством представителей различных видов и направлений искусства.
Многие станции совсем необычны. Так, "Родхусет" представляет собой органическую архитектуру с неровной неотделанной поверхностью на естественных системах пещер. Оформлена станция в стиле поп-арт с композициями корзин и дров в стене, а также художественными элементами в виде ботинок, свисающих прямо с потолка.
Оформлением станции "Кунгстредгорден" (переводится как королевский сад) занимался художник Ульрик Сэмуэльсон. Хозяином станции можно считать статую краснокожего мужчины, который олицетворяет бога войны. Также станцию украшает множество архитектурных элементов с античными мотивами.
Движение на линиях левостороннее, поскольку к моменту открытия метро в Швеции было левостороннее движение. Стокгольмское метро состоит из трех линий: Синей, Красной и Зеленой. Все они сходятся на T-Сentralen. Именно здесь расположены центральный железнодорожный вокзал и автовокзал.
Интересная особенность – у стокгольмских поездов метро нет зеркал заднего вида. На каждой станции машинист выходит из поезда и контролирует пассажиропоток и в микрофон говорит, что он собирается закрывать двери.
Пхеньян
Подземка в столице КНДР - одна из самых глубоких систем метрополитена в мире (глубина до ста метров), что делает возможным использование его в качестве убежища. Многие станции подземки оформлены в духе сталинских станций московского метро – с использованием мрамора, барельефов, мозаик на тему социалистического реализма.
В настоящее время в метрополитене работают в основном вагоны серии D производства ФРГ, выпущенные в 1957 – 1965 годах. Также используются китайские DK4, изготовленные в 1970-х годах специально для Пхеньянского метро. В каждом вагоне висят портреты Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Проезд в подземке стоит очень дешево (примерно 0,5 американского цента).
До 2014 года иностранным туристам можно было посетить только две станции метро — "Ёнгван" и "Пухын", их посещение входит в стандартную экскурсионную программу в Северной Корее.