Ученые во второй раз зафиксировали гравитационные волны

Теги:  Наука  ученые  физика

Новый этап в изучении Вселенной. Ученые зафиксировали гравитационные волны - второй раз в истории человечества. Эти колебания пространства и времени пришли на Землю от далекой космической катастрофы. Таким образом, сбылось предсказание Альберта Эйнштейна, сделанное 100 лет назад. А в астрофизике появилось отдельное направление - гравитационно-волновая астрономия. Российские ученые внесли в открытие весомый вклад.

Две черные дыры поглотили друг друга. Перед столкновением одна сделала 27 витков вокруг другой и, поддавшись силе притяжения, столкнулась. Все это произошло за одну секунду. Сенсация заключается в том, когда это глобальное происшествие случилось в Галактике, передает "ТВ Центр".

"Эти события произошли 1,3 миллиарда лет тому назад. И только что сигнал к нам пришел", - рассказал профессор кафедры физики колебаний Физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Валерий Митрофанов.

Масса одной черной дыры превышает массу Солнца в 14 раз, другая в 8. То, что человечество стало свидетелем уникального события, редкая удача. Ведь такое может произойти раз в несколько миллионов лет.

Обнаружение гравитационных волн, чье существование сто лет назад предсказал Альберт Эйнштейн, 26 декабря 2015 года не было случайностью — ученые зафиксировали искажения в пространстве-времени во второй раз. Датчики, расположенные в двух штатах США зафиксировали обнаружение гравитационных волн сначала в одной обсерватории, затем через миллисекунды - в другой.

"Идет огромная обработка сигнала. Все записывается. Огромный массив информации - потом надо сравнить, что принял один детектор, что принял второй.  В обоих случаях сигналы на детекторах были почти идентичны, просто чуть сдвинуты по времени", - отметил Митрофанов.

Гравитационные волны во много раз слабее электромагнитных, и обнаружить их не удавалось более полувека. В феврале этого года в науке произошло крупнейшее открытие. Ученые объявили об обнаружении гравитационных волн.

"Мы можем услышать гравитационные волны. Мы можем услышать Вселенную. Это одна из самых красивых мелодий, которые я когда-либо слышала", - рассказала научный сотрудник университета штата Луизиана Габриэла Гонзалез.

Теперь специалистам обсерватории LIGO, в которую входят и российские учёные, удалось "поймать" космические волны ещё раз. Над сенсацией долгие годы трудились 1000 ученых из 15 стран мира. Московскую группу создал один из пионеров гравитационно-волновых исследований в мире профессор МГУ Владимир Брагинский. Представители двух институтов участвуют в международном проекте с 1992 года. Леонид Прохоров - один из них.

"Сейчас мы исследуем то, что будет работать в будущих поколениях. До того делалось то, что уже работает сейчас, и помогло детектированию гравитационных волн", - сказал он.