"Женитьба Бальзаминова": рецепт молодости Вицина и на что обиделся Калягин

В 1965 году состоялась премьера комедии "Женитьба Бальзаминова". У входа в кинотеатр "Художественный", где шёл показ, стояла конная милиция, но зрители рвались внутрь, готовые даже стоя смотреть картину. Удивительно, но за всё время своего существования фильм не получил ни одной награды, кроме непроходящей с годами зрительской любви.

 

В далёком 1936 году два восемнадцатилетних приятеля, будущий режиссёр Константин Воинов и начинающий актёр Георгий Вицин, мечтали о том, что когда-нибудь создадут совместный киношедевр. Такой шанс им представился, когда Воинова пригласили на "Мосфильм". Однако прошло целых десять лет, пока Константин Наумович приступил к съёмкам фильма по давно готовому сценарию. Зато режиссёр, который к тому времени уже снял такие популярные картины как "Трое вышли из леса" и "Солнце светит всем", точно знал, кого будет снимать в главной роли.

Несмотря на то, что главному герою Мише Бальзаминову по сценарию было двадцать пять лет, а актёру Георгию Вицину уже исполнилось сорок восемь, Воинов был уверен, что сниматься должен давний друг. "Я даже Сашку Калягина привела, который со мной учился на курсе, – рассказывает дочь режиссёра, Елена Воинова. – Но он тогда очень обиделся, потому что с ним папа даже не поговорил. Только посмотрел на него и всё…" Вицина же утвердили без проб. Как скинуть лишние двадцать три года, придумал сам Георгий Михайлович: он попросил сделать ему модные кудри, а морщинки скрыл за веснушками, которые каждое утро собственноручно рисовал.

Если Вицину пришлось в кадре молодиться, то 38-летней актрисе Людмиле Шагаловой – превратиться в 75-летнюю маменьку Бальзаминова. Ляля – так называли её коллеги и друзья, даже подумать не могла, что Воинов предложит ей сыграть старуху. Она высказывала претензии режиссёру: "Неужели я так плохо выгляжу?" Но на роль всё же согласилась. А творить чудеса по состариванию артистки пришлось художнику по гриму Наталье Балдиной. На лицо Шагаловой она накладывала специальный клей, из которого и формировала морщины. На ежедневный грим уходило несколько часов, зато каков был эффект! Людмила на съёмочной площадке подружилась с местной старушкой, которая даже не подозревала, что общается с молодой актрисой. Представляете, каково было удивление пожилой женщины, когда "подружка" явилась без грима?..

Несравненная Нонна Мордюкова сыграла вдову Белотелову и грим у неё был тоже впечатляющим. "Она мне звонила из гримёрной "Мосфильма", – говорит сестра Нонны Викторовны, Наталья. – Ты знаешь Наташка, сделали такой грим… Сейчас нас будут фотографировать на пробу. Ты знаешь, у меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло… Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха?"

Съёмки картины проходили в Суздале, в котором нашли и нужные дома, и дворы, и подходящие виды. Кстати, тот дом, в котором жил Миша Бальзаминов, сохранился до сих пор – его можно увидеть, побывав в городе.

За кадром осталось очень много любопытных фактов, о которых зрители даже не догадывались. Зачем Наталья Крачковская в кадре оголила плечо? Как снимали знаменитую сцену с поцелуем Мордюковой и Вицина? Какие киноляпы можно заметить в картине? Что за отношения на самом деле связывали актрису Лидию Смирнову, сыгравшую сваху, и режиссёра Константина Воинова? Об этом и многом другом рассказывают автор фильма Юлия Микитенко и ведущий Иван Усачёв.

Юлия Палагина