04:40
  • Вс

Александр Збруев. Небольшая перемена

Из-за чего Збруев объявил забастовку на съёмках фильма "Мой младший брат"?

Обласканный любовью зрителей, актёр Александр Збруев никогда не стремился к дешёвой популярности, поэтому, наверное, принципиально не даёт интервью журналистам. И только для телеканала "ТВ Центр" сделал исключение и снялся в документальном фильме, где рассказал много интересного, в том числе и о своей личной жизни.

 

 

Народный артист России Александр Збруев, начавший сниматься в кино ещё в 60-е, с тех пор, кажется, мало изменился. Такой же подтянутый, обаятельный, подвижный, с той же улыбкой, сражающей поклонниц наповал. Но главное, он почти не изменился внутренне – с теми же принципами, которые не позволяют ему размениваться на случайные роли в сериалах, с тем же чувством собственного достоинства и безупречным вкусом.

1961 год, Прибалтика, пляж. Три молодых, никому не известных актёра – Олег Даль, Андрей Миронов и Александр Збруев, которые снимаются в фильме "Мой младший брат", объявляют забастовку. Заявляют дирекции, что не уйдут с площадки, пока каждому из них не дадут в гостинице отдельный номер с горячей водой. 

– И директор решил нас проучить, – вспоминает Александр Збруев. – Все уехали, а мы втроём сидим на этом пляже, холодрыга жуткая, мы в морилке... Проходит где-то часа 1,5-2, приезжает директор говорит: "Добились своего". Мы приезжаем в гостиницу. У каждого отдельный номер. Есть горячая вода. Это был случай довольно знаменательный, когда мы пошли против всей группы и против дирекции.

К счастью забастовщиков, скандал не получил продолжения, а фильм принёс им невероятную популярность. Позже напишут: ребята вытащили "Звёздный билет" – именно так называлась повесть Василия Аксёнова, по которой снят фильм.

– Саша из тех, кто никому никогда не подчинялся и был всегда вольным человеком, – говорил о Збруеве актёр Лев Дуров.

Бунтарский дух жил в нём с самого детства, которое у Саши, сына репрессированного, прошло на арбатских улицах в компании местной шпаны. Он появился на свет в марте 1938-го в знаменитом роддоме имени Грауэрмана у весьма непростых родителей. Мама – по образованию актриса, потомственная дворянка, отец – заместитель наркома связи – был расстрелян в сталинских застенках ещё до рождения сына. Мать с крошечным Сашей на руках была отправлена в ссылку, откуда они вернулись домой в 43-м… А там воспитанием парня занялась уже арбатская шпана.

– Я был связан с ребятами во дворе, с такими, с отчаянными, которым уже было и по 30 лет, и по 25, – рассказывает актёр. – Я был среди них малолетка, сопляк. И всё равно нас объединяли голуби, гитара, какие-то песни, гуляния и так далее.

Арбатская вольница Збруева на самом деле имела особый, крутой замес. Не случайно самой известной ролью актёра стал Григорий Ганжа из популярного сериала "Большая перемена" – так убедительно актёр сыграл хулиганистого и своенравного героя. Збруев и в жизни привык настаивать на своём. Режиссёры не раз сталкивались с тем, что у актёра существует своё видение образа его персонажа или каких-то отдельных сцен. Мало кому это нравилось. В той же "Большой перемене" все актёры в сценах на заводе были, естественно, одеты в робу. И только Збруев категорически отказался её надевать. "Не буду!" – и всё тут. Режиссёр сначала негодовал: "Человек не может работать на заводе в замшевой куртке!" А потом согласился: стильная курточка придала образу хулигана Ганжи особый шик.

Картина "Большая перемена" стала одной из самых любимых в нашей стране. Но Збруев был не в восторге: "Когда случилась "Большая перемена", все стали тыкать в меня пальцами: "Ой, Ганжа, Ганжа". Фильм-то на самом деле хороший, сейчас так ностальгически смотрится. Но мне хотелось серьёзных ролей, а этот фильм дал мне такого пинка, что я так и полетел вперёд с новым именем Ганжа". Иногда Ганжа, конечно, выручал актёра. "Когда в стране были проблемы с едой, я, заходя в магазин, с грустью смотрел на пустой прилавок, а продавщица вдруг говорила: "Ой! Ганжа к нам пришёл!" Я спрашивал: "А что же у вас пусто?" Она отвечала: "Для тебя – ради бога, чего хочешь! И доставала "чего хочешь" из каких-то закромов".

От приклеившегося к нему амплуа Александра Викторовича спас театр. Он много и плодотворно играл в спектаклях Анатолия Эфроса. А с приходом в 1974 году в "Ленком" Марка Захарова, Збруев оказался одним из тех актёров, на которых держался и до сих пор держится репертуар театра.

В кино Збруев, по его словам, "повзрослел" после фильма "Батальоны просят огня". Но кинематограф продолжал использовать неповторимое мужское обаяние актёра. "Одинокая женщина желает познакомиться", "Ты у меня одна", "Всё будет хорошо", "Северное сияние" – в этих и других фильмах Збруев создаёт современные образы мужчин, о которых мечтают миллионы женщин.