Смерть на сцене: мистика, злой рок или особая заслуга?

Спектакль "Безумный день, или Женитьба Фигаро" выходил на сцене театра Сатиры без малого двадцать лет. Главную роль неизменно исполнял Андрей Миронов. Постановки с его участием всегда сопровождал аншлаг, даже в начале карьеры! Миронов умел задавать тон везде, где бы ни появлялся. Возможно, в роковой для него вечер актёр вышел на сцену, несмотря на плохое самочувствие. В тот год он сделал попытку отказаться от летних гастролей, но режиссёр театра Валентин Плучек настоял: Миронов должен ехать. Латвия, Рига – это почти Европа! Чем не отдых? На гастроли в Ригу вместе с артистом поехали мать и жена – Мария Миронова и Лариса Голубкина. Любимым женщинам тоже нужно было посвящать какое-то время. Не до отдыха! Какой диагноз стал для артиста бомбой замедленного действия? Почему Андрей Миронов старался не вспоминать о своём недуге? После чего его мама и жена решились отключить его от приборов?

 

 

Как и Андрей Миронов, практически на сцене умер и другой любимец публики – Виталий Соломин, из последних сил исполняя свою лучшую театральную роль. В детстве он больше интересовался спортом, чем искусством. Бокс, лёгкая атлетика, футбол... Но когда старший брат Юрий Соломин начал карьеру актёра и очень быстро преуспел, Виталий решил пойти по его стопам.

Пройти конкурсный отбор в театральное училище города Читы, откуда братья Соломины родом, не получилось – Виталий срезался в первом туре. Тогда вмешался старший брат. Он велел младшему как можно скорее ехать в Москву и пробовать сразу пройти третий тур – в Щукинском училище...  

На сцене классического Малого театра Виталию Соломину удалось сделать невозможное: по мотивам старинной русской пьесы он поставил искромётный мюзикл! Для постановки спектакля "Свадьба Кречинского" Соломин привлёк профессионального фокусника и мастера цирковых трюков, но часть спецэффектов пришлось всё-таки отменить – они оказались слишком опасными в условиях театральной сцены. От актёров спектакль требовал отличной физической подготовки, подвижности, ловкости. Особенно от исполнителя главной роли Кречинского – самого Соломина. Почему чудо-спектакль оказался роковым для актёра? Чего он не рассчитал? Почему у Соломина не было замены?

Так же – собрав волю в кулак в желании доиграть спектакль до конца, чтобы не разочаровать зрителей, – умирал прямо на сцене ещё один выдающийся русский актёр – Борис Добронравов.

МХАТ, 27 октября 1949 года. Спектакль "Царь Фёдор Иоаннович". Рядом с дверью, ведущей на подмостки, стоит исполнитель главной роли в царском облачении. Держит в руках реквизиторскую свечу. Свеча то горит, то гаснет. Актёр недовольно трясёт приклеенной бородой, качает головой, ругает реквизитора, произносит гневную тираду: "Больше при эдаких свечах я играть не буду!" И прямо на сцене у актёра случился инфаркт. Превозмогая дикую боль, он дочитал монолог царя Фёдора Иоанновича до конца, шагнул за кулисы. Свеча выпала у него из рук и совсем погасла – вместе с последним вздохом. Почему не выдержало сердце Добронравова? Для кого из коллег-мхатовцев роль Иоанна Грозного тоже оказалась последней в жизни? Вот как об этом в фильме рассказывает писатель Фёдор Раззаков:

– Его положили на диван, на котором раньше лежал мёртвый актёр Николай Хмелёв. Вот такое совпадение, в котором многие ищут мистику, учитывая ту фразу, которую он сказал: "Больше при таких свечах я играть не буду".

Последний спектакль звёздного актёра нередко становится незабываемой страницей в истории театра. Так случилось и с Михаилом Глузским. В последний раз он вышел на сцену театра Школа современной пьесы в роли Сорина. Точнее, выехал на инвалидной коляске. Давали акунинскую "Чайку". Трагизм ситуации заключался в том, что артист понимал: другого раза ни при каких обстоятельствах не будет. Спектакль давали 13 мая 2001 года. На следующий день Глузскому ампутировали ногу, и операции он не перенёс. Но в памяти коллег навсегда остались его последняя роль и то мужество, с которым актёр прощался со своими благодарными зрителями.

Ещё одному баловню сцены – артисту Евгению Леонову – судьба не дала такого шанса. Он умер, не дойдя до восторженной публики нескольких шагов. Почему Палыч, как называли его в театре, в последние годы работал буквально на износ? Из-за чего он на несколько лет прерывал карьеру?

Дмитрий Толкачёв