Аутизм: мифы и реальность

Аутизм – генетическое заболевание, частота распространения которого примерно остаётся постоянной, и считается одним из сложных, когда определённые участки мозга работают неправильно. В подавляющем большинстве случаев то, что сейчас понимают под сленгом "аутизм", не имеет ничего общего с генетическими нарушениями и максимум, о чём можно говорить, это об определённых предрасположенностях к тем или иным нарушениям организма при воздействии различных факторов, которые могут проявляться сопутствующими заболеваниями, например, сердца, желудочно-кишечного тракта и т.д.

 

 

Так, на что в первую очередь обратить внимание родителям, столкнувшимся с такими нарушениями у своих детей? Почему возникает аутизм у малышей, каковы причины этой болезни и по каким признакам определить, что есть проблема?

Проблема роста количества "особенных" детей по-прежнему остаётся серьёзной не только в нашей стране, но и во всём мире. К сожалению, о реальных масштабах заболевания в официальных источниках замалчивается. Сегодня, как правило, под понятием "аутизм" чаще всего подразумевают: "вам не повезло, сделать ничего нельзя, смиритесь". То есть врачи сталкиваются с определённой симптоматикой, которая непонятно откуда взялась, следовательно, неясно, что с ней делать и как лечить. Отсюда – картина: детям с различными вариантами течения задержек психического, речевого или психоречевого развития, имеющие под собой основу в виде функциональных нарушений работы организма, ставится диагноз аутизм как некое "спасительное" заключение, на которое можно списать любые нарушения. 

В основе многофакторной причины роста количества "особенных" детей в подавляющем большинстве случаев лежат различного рода нарушения во время беременности и\или родов, приводящие к гипоксическим, то есть функциональным изменениям в центральной нервной системе ребёнка. Хотя такие нарушения наблюдаются если не у каждого первого, то у каждого второго ребёнка. Характер этих нарушений становится более тяжёлым в связи с повышением среднего возраста материнства, большим количеством хронических заболеваний у мам, особенностями питания и т.д.

Угнетение работы центральной нервной системы приводит к нарушению регуляции мозгом работы внутренних органов, основная задача которых состоит в обеспечении нервной клетки достаточным питанием. В маленьком, быстрорастущем организме начинают накапливаться "микроошибки" в работе органов и систем (желудочно-кишечного тракта, иммунной, эндокринной системы и т.д.), которые особо не проявляются. 

К сожалению, никто малышей, особенно детей группы риска, внимательно не обследует. Но потом, обычно в возрасте от 1 года до 3-х лет, под воздействием факторов внешней среды, таких как прививки, воспалительные заболевания, стрессы, в маленьком организме могут происходить "срывы" компенсаторных механизмов. Это приводит к нарушению нормального питания мозга и, как следствие, к нарушению правильного функционального развития. Внешне это проявляется различными симптомами нарушения взаимодействия с окружающим миром, которые сейчас зачастую попадают под диагноз аутизм. Следует учитывать, что в зависимости от степени нарушений может быть разной и тяжесть симптоматики. 

Накапливающиеся в организме у каждого ребёнка нарушения – множественные и очень индивидуальные. Для того чтобы вернуть мозг к правильной функциональной работе, важно учитывать ряд факторов и особенности взаимодействия органов, систем и их влияние на мозг ребёнка при нарушениях. Кроме того, чтобы "догнать" отставание развития, необходимо параллельно работать с коррекционными педагогами (нейропсихологами, логопедами-дефектологами) и дополнительно использовать функциональные методы воздействия (транскраниальная магнитная стимуляция, рефлексотерапия, остеопатия, нейромассаж, лечебная физкультура).

Центр детской речевой неврологии и реабилитации "НейроСпектр" проводит комплексную диагностику и назначает индивидуальную терапию в зависимости от тяжести заболевания и особенностей организма маленького пациента. Необходимое оборудование, специалисты и единый подход к пониманию проблемы –  всё это позволяет центру решать задачу возвращения ребёнка к нормальному развитию эффективно и в максимально короткие сроки.