05:15
  • Вс

Виталий Соломин. Я принадлежу сам себе...

Какие проблемы возникли у Виталия Соломина в Малом театре, и почему он пытался спрятаться за ролями?

К сожалению, уже почти два десятилетия у нас нет возможности смотреть новые фильмы с участием Виталия Соломина. Зато старые мы по-прежнему пересматриваем и верим, что счастье где-то есть, а любовь – бывает... Кого мы больше любим – талантливого актёра и режиссёра или его экранных героев? На этот вопрос попытались ответить авторы документального фильма "Виталий Соломин. Я принадлежу сам себе…".

 

 

"Я принадлежу сам себе" – эту фразу актёр повторял довольно часто. Однако можно предположить, что её окончанием стали бы слова: "А зрителям принадлежат только мои герои". Виталий Соломин сознательно в своих ролях уходил от себя и играл совершенно другого человека. Он будто подчёркивал, что его подлинного не дано узнать никому. Так, герой фильма "Зимняя вишня" – бесхарактерный Вадик. Но именно в него были влюблены миллионы советских женщин всех возрастов и профессий, и все они ждали, когда же он, наконец, остановит тот автомобиль, уносящий любимую в счастливую жизнь с другим.

Со своей собственной любовью у Виталия Соломина было всё намного сложнее. Первый брак вышел не очень удачным. Да и новую любовь сначала он тоже скрывал. Но фильм "Прыжок с крыши" – особенный для семьи Соломиных. Именно в нём Виталий впервые снимался с женой Марией. И родной город супруги – Ленинград – стал самым романтичным местом для обоих.

Зато дружбу, в отличие от любви, герой фильма ни от кого не скрывал. Потому что человеческое благородство, как и обаяние, нельзя сыграть. И он просто подарил это качество абсолютно всем своим героям.

Ещё в его жизни был Малый театр – со взлётами, падениями и разочарованиями. В конце 80-х Соломин изменил ему и ушёл на два года в театр им. Моссовета. Но как только Малый возглавил Юрий Соломин, то первое, что сделал, – уговорил брата Виталия вернуться. Герой фильма рано почувствовал вкус к режиссуре, хотел ставить и играть. Несмотря на то, что театр возглавлял родной брат, родственные связи совсем не работали. Каждую новую постановку, каждую новую роль приходилось дожидаться годами, буквально вырывать у судьбы. Чтобы не потерять себя ни как актёра, ни как режиссёра, Виталий Мефодьевич ставил спектакли в антрепризе, колесил с ними по стране и даже снял игровой фильм "Охота".

К тому времени, как Соломин пришёл преподавать во ВГИК, у него уже были две маленькие дочери. И вдруг, в одночасье, семья разрослась. "Детей" стало больше на 17 девочек и 5 мальчиков. Он воспринял этот поворот жизни как уникальный творческий вираж. Он не просто хотел создать свой театр, но даже подобрал помещение. Его студенты знали, что им предстоит долгая совместная жизнь.

Были у Виталия Мефодьевича и свои тайны. Даже от семьи он скрывал проблемы со здоровьем. Лишь улыбка была и маской, и убежищем, и защитой. И только в дневнике он писал то, в чём нельзя было признаться даже близким…

Сложно ли жить максималисту? Какие проблемы возникли у Виталия Соломина в Малом театре, и почему он пытался спрятаться за ролями? В чём заключалась формула успеха? В каком жанре задумал снимать "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" режиссёр Игорь Масленников? Смотрите документальный фильм "Виталий Соломин. Я принадлежу сам себе…" на канале "ТВ Центр".

В проекте принимают участие: Ирина Климова, Игорь Масленников, Василий Ливанов, Александр Клюквин. Юрий Соломин, Александр Голубев, Александр Шпагин, Елизавета Соломина. А ещё зрителей ждут фрагменты спектаклей "Заговор Фиеско в Генуе", "Свадьба Кречинского", фильмов "Застава Ильича", "Старшая сестра", "Летучая мышь", "Искренне Ваш…" и др.