Многоликий Есенин

Сергей Есенин был удивительно многолик. Одни запомнили его хулиганом и скандалистом. Другие – щёголем и бабником. Третьи – простым деревенским пареньком. Есенин всю жизнь играл разные роли, надевая ту или иную маску, а тайну, каким он был на самом деле, унёс с собой в могилу. Смотрите документальный фильм "Сергей Есенин. Опасная игра" на канале "ТВ Центр".

 

 

В начале прошлого века, когда индустрии шоу-бизнеса ещё не было, 20-летний Сергей Есенин лучше других знал, как стать популярным поэтом. Он создал себе грамотный имидж: вышитая крестиком русская рубашка, плисовые шаровары, валенки, тетрадка стихов, завёрнутая в платок, и балалайка. Этот образ деревенского простачка Есенин придумал в Москве, когда работал конторщиком в лавке купца Крылова, а потом помощником корректора в типографии Сытина.

Свои первые стихи он подписывал псевдонимом Аристон. Но московская публика в упор не хотела видеть какого-то там Аристона, у неё были свои кумиры – эстет Блок, бунтарь Маяковский, воин духа Гумилёв. Есенину нужно было найти свободную нишу. Вот тогда Аристон и стал крестьянином. Поэту практически ничего не надо было изображать: он родился и окончил школу в рязанском селе Константиново. Здесь, участвуя в театральных постановках, учился перевоплощаться и в сказочных принцев, и в пылких влюблённых, и в нищих, и в аристократов. Оказавшись в Петрограде, он не только точно и грамотно нашёл себе роль, но и отлично её исполнял, нередко уходя от биографии, придумывая новые и новые легенды о себе… Какой образ он выбрал для выступления перед великой княгиней Елизаветой Фёдоровной? Как к поэту относились его коллеги? И почему возникло соперничество между Есениным и Маяковским? Узнаете из фильма.

Когда революция перевернула жизнь страны, Есенин надел следующую маску. В модной лавке был куплен пиджак с иголочки, на шею – красивый галстук или бабочка, на ноги – сверкающие ботинки. Дополняла образ сигаретка в зубах. Имидж хулигана-анархиста, отрицающего всё, что было до этого в искусстве и культуре, в одночасье перевёл Есенина из первой лиги поэтов в высшую. Он упивался своей игрой и свалившейся на кудрявую голову славой.

Образ рокового красавца, одетого с иголочки, сражал простых советских девушек, они обклеивали комнаты портретами модного поэта. Однако носить маску бабника или секс-символа, как бы сейчас его назвали, Есенину было непросто. Он признавался друзьям, что любовь для него – не счастье, а болезнь. В юности его сердце разбила Анна Сардановская, племянница священника из села Константиново. С тех пор Есенин скорее позволял любить себя, чем любил сам. К тому же женщины отвлекали его от главного – от поэзии…
Что интересно, свои лучшие любовные стихи Есенин посвятил вовсе не законным жёнам, например, Анне Изрядновой или Зинаиде Райх, не пылким любовницам, а тем немногим женщинам, которые поэта отвергли. Например, скромной армянской учительнице из Батуми Шаганэ Тальян. Или актрисе Августе Миклашевской, за которой Есенин долго ухаживал, но так и не добился взаимности.

Большую роль в жизни поэта сыграла американская танцовщица Айседора Дункан. Она приехала в 1921 году в советскую Россию и влюбилась в Есенина с первого взгляда. Ему было 26, ей – 43. Но разница в возрасте поэта не смущала – этот союз давал возможность прославиться и за границей. Так что их свадебное путешествие стало фактически заграничным турне поэта. Какое неожиданное препятствие встало на пути Есенина к мировой славе? Из-за чего он впал в депрессию? И какой образ стал для Есенина последним? Кто пытался ему помочь?

Есть разные версии событий, оборвавших жизнь поэта в 1925 году. Одни уверены: в ту ночь в гостинице "Англетер" Есенин сам затянул на шее петлю. Другие утверждают: поэта убили чекисты и инсценировали самоубийство… Где же правда? И почему, смотря на посмертную маску Есенина, так трудно разглядеть его привычные черты лица?

Юлия Палагина