00:55
  • Пн
15:00
  • Вс

Хроники московского быта

"Левые" концерты, или Изнанка советского шоу-бизнеса

В сентябре 1997 года глава Государственной налоговой службы Александр Починок заявил, что звёздам эстрады придётся начать платить налоги, хотя артисты уверяли, что еле сводят концы с концами. Доходы представителей шоу-бизнеса в 90-е были просто фантастическими, но никаких налогов они никогда не платили, а привычка "обносить" государство появилась у них ещё в глубоком советском прошлом...

Министр культуры СССР с 1960 по 1974 годы Екатерина Фурцева признавалась, что не может победить жадность советских артистов, которым всё время мало денег, сколько не повышай им ставки. Сложность в том, отмечала министр, что эта ситуация всех устраивает. Находясь на так называемом отдыхе, артист даёт по шесть концертов в день, а зрители рады видеть знаменитость, им плевать, что с них взяли рубль вместо 30 копеек и вручили фальшивый билет. Директор клуба, где проходил "левый" концерт, счастлив, что "сделал кассу", выполнил план и себя не забыл. "Боюсь, "левые" концерты прекратятся только при коммунизме, когда исчезнут деньги", – резюмировала Фурцева.

 

 

"Левые" концерты устраивали и звёзды эстрады, и обожаемые народом киноартисты. Взять, например, нелюбимую Фурцевой Людмилу Гурченко. Что оставалось делать молодой артистке, которую после звёздной роли в фильме "Карнавальная ночь" перестали снимать? Ставка у неё была копеечная, и ей приходилось давать по три-четыре концерта в день в разных концах столицы. В 1958 году в "Комсомольской правде" опубликовали фельетон под броским заголовком "Чечётка налево", где артистку обвинили в жадности и бесконечном чёсе. Гурченко очень переживала! Но постепенно ситуация стала меняться – чем хуже советская пресса писала об артисте, тем охотнее публика шла на его концерты.

Владимир Высоцкий был, как сегодня сказали бы, кассовой звездой, на которой государство могло заработать фантастические деньги. Но он не вписывался в советские стандарты, поэтому в Госконцерте его считали весьма средним артистом, а народный рейтинг наверху в расчёт не брали. Известный факт: Высоцкий написал письмо Брежневу с просьбой дать ему выступить в "Лужниках" – мол, большой стадион часто пустует, и он готов своим концертом принести доход государству. Обращение осталось без ответа...

Неудивительно, что многие звёзды сотрудничали с предприимчивыми администраторами, устраивавшими им неучтённые государством "встречи со слушателями". Деловые люди имели обширные связи на территории СССР среди руководителей концертных площадок, стадионов, администраций городов. Они договаривались с местной властью, как правило, за взятки.

Василий Кондаков, Эдуард Смольный… Имена героев подпольного бизнеса были не на слуху, но сотрудничество с ними означало для каждого артиста резкий рост доходов и выход на материальный уровень самого Иосифа Кобзона. Это были авторитетные, уважаемые в эстрадном мире люди, о которых было известно, что они всё правильно организуют, выполнят свои обещания, не кинут. Да, ушлые импресарио получали от продажи билетов на выступления знаменитостей в разы большие деньги, чем сами артисты. Но и будучи схваченными за руку правоохранителями, несли всю полноту ответственности.   

Почему руки администраторов "левых" концертов часто пахли дымом, а в кругах артистической богемы с сарказмом напевали песню Ольги Воронец "Костры горят далёкие"? По какой причине не дали хода разбирательству по делу о "левых" концертах Пугачевой в Симферополе? После какого случая  Муслима Магомаева на три года отлучили от концертной деятельности? Об этом и многом другом – в передаче "Хроники московского быта".

Пётр Лихолитов