Кони привередливые, или Почему Александр Абдулов не стал Д'Артаньяном

– Так вышло, что съёмочная группа "Тайн нашего кино" взяла последнее интервью у режиссёра "Мушкетёров" Георгия Юнгвальд-Хилькевича, через несколько дней его не стало, – говорит Иван Усачёв. – Он нам рассказывал, как обрадовался, когда к нему в гости пришли Михаил Боярский и Валентин Смирнитский, делился воспоминаниями о съёмках фильма…

 

 

Среди многочисленных экранизаций романа Дюма фильм Юнгвальд-Хилькевича считается одним из лучших в мире – во многом благодаря музыке Максима Дунаевского: мушкетёрские песни знала наизусть вся страна, распевая "Пора-пора-порадуемся на своём веку…". Ну и, конечно, сейчас уже трудно представить на месте Атоса, Портоса, Арамиса и Д'Артаньяна кого-то кроме Вениамина Смехова, Валентина Смирнитского, Игоря Старыгина и Михаила Боярского. Для режиссёра же подбор актёров был болезненной темой до конца его дней. "Такая война была чудовищная. С Мишей вообще была труба. От меня требовали, называли знаменитых актёров, чтобы я снимал любимых государством. Конкина мне всячески сватали…", – рассказал в интервью Георгий Эмильевич.

Роль отважного гасконца могли сыграть Виктор Ланберг, Виссарион Какабадзе и даже Владимир Высоцкий. Из многочисленных претендентов режиссёр выбрал Александра Абдулова и уже готов был его снимать, но тут встретил Боярского… Чем же Боярский покорил Юнгвальд-Хилькевича? Почему Елена Соловей не стала Миледи? Чем пришлось пожертвовать ради роли Маргарите Тереховой? Какие безумства поклонники совершали ради Ирины Алфёровой? И за что режиссёру было стыдно перед Евгенией Симоновой?

Полный приключений фильм снимали весело и не без риска. Так, немало хлопот принесли лошади. Вот что в программе рассказывает Анатолий Ходюшин – каскадёр, постановщик конных трюков: "Нам из совхоза пригоняли пары лошадей. Я директора просил, нельзя ли в следующий раз тех же пригнать? Но, как всегда в кино, пригоняли других…" Совхозные кони не знали, что такое дрессировка, вздрагивали от выстрелов и не могли привыкнуть к людям в причудливых нарядах со шпагами. Испуганная лошадь однажды чуть не покалечила Портоса!

– Доставалось на съёмках и Боярскому, но уже не от лошадей, а из-за собственной храбрости, – говорит шеф-редактор программы Юлия Микитенко. – Раны от ударов шпаги, выбитые зубы и ушибы от падений – это далеко не весь набор его травм. Но актёр вошел в такой азарт, что почти не чувствовал боли. Даже перелом руки, которую он повредил по неосторожности, не стал поводом для огорчения. Правда, гипс пришлось прятать под перчаткой.

Но все жертвы и старания были не напрасны – фильм стал любимым для миллионов телезрителей, а актёры, снявшиеся в нём, – настоящими народными героями. Боярский и Смирнитский рассказывают в программе, что для них значит тот период жизни и "Мушкетёры".

14 лет спустя Юнгвальд-Хилькевич попытался повторить успех картины, снял её продолжение – "Мушкетёры 20 лет спустя". А потом ещё две части. Финал его французской саги вышел в 2009 году, но ожидаемых кассовых сборов не принёс. Зато на экранах в последний раз появилась любимая четвёрка мушкетёров в полном составе.

В программе вдова Игоря Старыгина Екатерина Табашникова рассказывает, какую цену пришлось заплатить ей за славу мужа. Актёр Антон Макарский, сыгравший в последней части фильма сына Арамиса, показывает, каким трюкам его научил Владимир Балон – он же коварный де Жюссак. А жители Львова открывают тайну, каким образом их город превратился в Париж.

Юлия Палагина