При свете дня отлично видно Царицыно - настоящий технопарк - весь опутан проводами, повсюду прожекторы, лазерные установки. Перед Большим дворцом сложнейшее инженерное сооружение гигантский фонтан, в котором находится больше ста тонн воды. На веер фонтана и проецируется картинка. Впрочем, на эту световую феерию в музее-заповеднике решались долго - переживали за свои древние стены. "Загрузить эти памятники таким большим количеством техники - это всегда страшно! И кроме всего прочего территория музея является особо охраняемой природной территорией, что тоже накладывает отпечаток на ее использование", - объясняет заместитель генерального директора музея-заповедника "Царицыно" Елена Синицина.
Французский художник Седрик Ле Борн почувствовал это на себе. Далеко не на каждом дереве музейщики позволили ему разместить скульптуры. "Мы очень долго с сотрудником заповедника ходили и выбирали. Здесь такие огромные вековые деревья. Для меня это вообще необычное пространство, я привык работать на городских улицах. Но все фигуры - и люди, и медузы - отлично вписались", - говорит он.
Как и огромные светящиеся вольеры для птиц на Большой поляне. Их создатель, Бернард Дюге, в виде исключения - разрешает оператору заглянуть внутрь. "Тут, конечно, есть специальные световые установки. Но весь секрет - вот в таком бумажном чуде. Ведь это театр теней. Вот, например, вся эта композиция - фантазия на тему балета Стравинского "Жар-птица", - рассказывает канадский художник Бернард Дюге.
Потоки света захлестнули и еще одну новую площадку фестиваля - "Лужники". Там публика следит за эволюцией огня с древности и до наших дней. Шоу, в котором задействовано более тысячи человек. "Смысл не в том, что мы используем какую-то волшебную вещь, о которой никто не знает. Про огонь мы с вами знаем очень давно. А в их сочетании и совместной работе с актерами. В очень высокой синхронности, сочетание работы актера с видеопроекцией, видео со светом, свет с лазером и с огнем", - отметил режиссер церемонии открытия Московского Международного фестиваля "Круг света" Василий Сазонов.
А в Центре управления потоками света компьютер регулирует и его направление, и интенсивность. "Программ примерно, не знаю, около тысячи программ. А источников света штучек 800, наверное, будет", - говорит светорежиссер из Латвии Павел Арманис. Перепутать тем не менее невозможно, отмечает он, - все сцены записаны поочередно и четко следуют друг за другом. Но даже если вдруг погаснет всё, они будут светить. Артисты из "Стигма-шоу" - в роли вершины эволюции огня - когда он собственно и превратился в свет. "На каждом костюме шесть тысяч зеркал примерно. И всё это вручную клеится, клеится. Ну вот я последний раз клеил 15 часов без остановки один костюм", - говорит участник коллектива Александр Мун.
А в Большом театре теперь и поздним вечером дают - балет. Прямо на фасаде. Площадкой фестиваля останется и полюбившийся художникам Манеж. Все шоу и спектакли несколько раз повторяются в течение каждого вечера и абсолютно бесплатны. Москва давно неравнодушна к свету. Экспериментировала с подсветкой улиц и исторических зданий, внимательно изучала опыт всемирноизвестных фестивалей в Америке, Франции или Сингапуре. И не прочь еще поучиться. У гуру в области света и 3D-графики. Многие из них сейчас в Москве.
"Вот так можно подсветить бамбуковое дерево. Я работаю с объемными световыми скульптурами, а это управление миллиардом световых точек. Компьютерная программа, которую я создал, позволяет каждую держать под контролем - могу научить. Я часто бываю в Сеуле, там всё во власти света. Москва - пока новичок, но схватывает все на лету. Похоже, сейчас у вас просто бум светодизайна", - уточняет медиахудожник из Великобритании Эллиот Вудс.
Да, фестиваль - этот праздник лишь на пять дней. Но не исключено, самые интересные, оригинальные световые идеи и решения подхватят и используют, чтобы сделать ярче даже серые будни.
Юлия Богоманшина, Марина Глебова, Кирилл Макаров, Михаил Федоров и Константин Степанов-Молодов, "ТВ Центр".